Проблема 2024 года решена. Не в России, в Америке
В субботу 13 февраля в Сенате США состоялось важное голосование. Оно завершило процесс рассмотрения импичмента бывшему президенту Дональду Трампу за подстрекательство к штурму Капитолия 6 января, когда в Конгрессе проходило утверждение результатов президентских выборов. Против проголосовали 43 сенатора – все республиканцы. За обвинение Трампа проголосовали 57 сенаторов, 7 из которых республиканцы. Для положительного решения было необходимо 67. Импичмент не состоялся.
Этот результат был предсказуемым. Но очень важный подтекст процедуры в Сенате был таким: сможет ли Конгресс США исключить для Трампа возможность выдвигаться в качестве кандидата в президенты в 2024 году? Формальный итог результата в Сенате 13 февраля: нет, не смог, Трамп сможет снова быть кандидатом.
Как бы подтверждая это, сам Трамп сразу после голосования продемонстрировал боевой настрой: «Это была очередная фаза величайшей охоты на ведьм в истории нашей страны… В предстоящие месяцы я поделюсь с вами многим, и я с нетерпением жду продолжения нашего невероятного путешествия к американскому величию для всего нашего народа».
Но если рассмотреть события в деталях, то мы придем к другому мнению.
Во-первых, семь сенаторов-республиканцев проголосовавших за и среди них Митт Ромни – небывалое для таких процедур число. Это означает, что Трамп окончательно лишается поддержки значительной части членов своей партии.
Во-вторых, спустя полчаса после того как голосование 57/43 было завершено, слово взял Митч Макконелл, влиятельный лидер республиканцев в Сенате, голосовавший против (!) обвинения. Его позиция была ориентиром для однопартийцев. Неожиданно его речь оказалась по сути обвинительной.
Он заявил, что поведение Трампа 6 января во время того, как толпа его сторонников штурмовала Капитолий, было «позорным (disgraceful) неисполнением служебных обязанностей». Кроме того, продолжал он, президент Трамп практически и морально ответственен за провоцирование событий того дня, в результате которых пять человек потеряли жизнь, полицейские из службы Капитолия были ранены, а зданию был причинен ущерб. «Люди, штурмовавшие здание верили, что они выполняют желание и инструкции своего президента».
Далее Макконнел критиковал Трампа за несдержанные высказывания, за одобрение диких теорий заговора в период после выборов в ноябре. Убеждение людей в толпе, что они действуют по желанию Трампа, было «предсказуемым следствием нарастающей последовательности фальшивых утверждений, теорий заговора и безрассудных преувеличений, которые проигравший президент продолжал передавать, используя самые сильные средства передачи информации на земном шаре».
Не кажется ли нам, что такие слова голосовавшего против стоят дороже, чем голосование за? Сразу же в твиттере появились шутки на тему разногласия между словами и голосованием Макконнела.
Лидер республиканцев объяснил свое голосование тем, что вопрос о поведении Трампа является спорным потому, что бывшие президенты конституционно не могут быть осуждены. (Так это или нет, продолжают спорить юристы.)
Таким образом, формальный отказ Макконнела объявить импичмент был сопровожден суровыми словами обвинения, практически теми же, которые шли со стороны демократов. Многие республиканские сенаторы, из тех 43-х, проголосовавших против, солидарны со своим лидером.
С этими высказанными в субботу обвинениями со стороны своих республиканских однопартийцев Трампу предстоит строить свое политическое будущее. Трудно предположить, что в этих условиях оно может состояться в рамках той же партии. Остается вариант строительства новой, третьей партии, о чем давно говорилось аналитиками.
Но здесь нужно учесть другой фактор. Вызванная коронавирусом болезнь в начале октября 2020 года протекала у Трампа гораздо более драматично, чем это официально объявлялось в то время. В связи с низким уровнем кислорода в крови Трамп был на грани подключения к аппарату искусственной вентиляции легких. Еще до госпитализации ему дважды давали кислород, для лечения использовали препарат Regeneron, который на тот момент не был в широком доступе. После госпитализации он начал курс лечения дексаметазоном, который рекомендуется пациентам с тяжелыми формами Ковид-19, и ремдесивиром, что говорит о серьезных проблемах с легкими.
Строительство третьей партии потребует больше сил и амбиций, чем работа в своей партии, где уже существуют группы выгодоприобретателей на случай возможного возвращения Трампа. Но через четыре года Трамп будет старше, и, что еще важнее, он будет человеком, перенесшим Ковид-19 средней или среднетяжелой степени тяжести. Вполне вероятно, что это снизит амбиции политического лидера, а также потенциал собирания своей уменьшившейся группы поддержки.
Таким образом, результат голосования в Сенате, внешне благополучный для политического будущего Трампа, в действительности ставит для него серьезные, вероятно, непреодолимые препятствия. Поэтому есть серьезные шансы, что следующие президентские выборы в Америке пройдут по более традиционной демократической схеме. Претендент с авторитарными наклонностями, если такой снова появится, будет отсечен уже на стадии праймериз, а за места в избирательном бюллетене будут бороться молодые и перспективные политики, которых достаточно как среди республиканцев, так и среди демократов.
Ссылки по теме:
https://www.vox.com/2021/2/13/22282034/mitch-mcconnells-speech-trump-acquittal-impeachment
https://novayagazeta.ru/news/2021/02/12/167797-nyt-vlasti-ssha-skryvali-tyazhest-techeniya-covid-19-u-trampa
Фото: Donald Trump speaking with supporters at a campaign rally at the Prescott Valley Event Center in Prescott Valley, Arizona. Wikimedia.org