Забавно, что в самый канун парламентских выборов, объявленных главным начальником едва ли не судьбоносными, никого, совсем никого, не волнует ответ на вопросы, которые обычно звучат в преддверии выборов. Ну, например, какая партия станет победительницей, кто улучшит свое представительство в Госдуме. И в самом деле, чего обсуждать, когда все заранее известно, победители назначены. Робкие попытки выставить других кандидатов были решительно пресечены полицейскими методами. Спорить не о чем. Единственным предметом общественного интереса (сколь бы скромен этот интерес ни был) является Умное голосование, которое пытаются организовать сподвижники сидящего в тюрьме Алексея Навального. При этом они предельно откровенно говорят избирателю: целью является вовсе не выбор наиболее подходящего кандидата. В условиях, когда власть перешла к репрессиям за инакомыслие, при разгуле полицейщины и фактической ликвидации системы правосудия как таковой, никакие выборы невозможны в принципе. В этой ситуации сторонники Навального предлагают проголосовать за любого кандидата, который может победить ставленника «Единой России». При этом программа человека, за которого вы голосуете, не имеет ровным счетом никакого значения. Главное — сделать гадость властям.
Признаюсь, идея не кажется мне бесспорной. Если называть вещи своими именами, критически настроенный к нынешней власти человек обречен выбирать между двумя вариантами. Или назло Григорию Алексеевичу Явлинскому, который сделал решительно все, чтобы за его партию отдали голос как можно меньше людей, проголосовать за «Яблоко». Просто потому что среди представителей этой партии много приличных людей. И твердо знать, что этот голос пропадет. Или зажмуриться и поставить галочку против фамилии человека, который высказывает вполне отвратительные взгляды.
И вот в этой ситуации власть обрушила всю свою жандармскую мощь на Умное голосование. Сделано было все, чтобы заблокировать в интернете рекомендации Навального. При этом дошли до полного абсурда. То, что ведущие IT-компании вродеGoogleиFacebookне торопятся выполнять указания Роскомнадзора и прокуратуры по немедленному блокированию сайтов-приложений, связанных с Навальным, трактуется как попытка вмешательства в российские выборы. Мало того, что руководителей этих гигантов обязали явиться в комиссию Совета Федерации и дать объяснения. Американский посол был вызван в МИД, где, судя по всему, от правительства США потребовали найти управу на распоясавшийся Facebook. Если учесть, что в Москве (городе, где Умное голосование продемонстрировало эффективность) сторонники Навального рекомендуют голосовать в основном за КПРФ, то получается: пресловутый «госдеп» вмешивается в выборы, чтобы оказать поддержку коммунистам.
Собственно говоря, истерическая реакция Кремля на несуществующую в принципе угрозу и создала главную интригу нынешнего голосования. Аналитики безуспешно пытаются понять логику Кремля. В ряде комментариев говорится, что идеал для устроителей нынешнего безобразия представляют собой советские выборы представителей «блока коммунистов и беспартийных». При этом авторы, явно не жившие в те былинные времена, полагают, что советские «выборы» были скучной рутиной. Ничуть не бывало. Советские партийные чиновники ждали их с немалым волнением. Именно в день выборов у граждан появлялась возможность выразить неудовольствие действиями (чаще бездействием) того или иного бюрократа. Сверху устанавливался жесткий процент (99+) тех, кто должен был отдать голос «нерушимому» блоку. Хоть официально цифра всегда выдерживалась, уполномоченный из обкома знал и иногда докладывал о малейшем снижении показателя. И тут граждане могли привлечь к себе внимание, просто отказавшись голосовать. Чаще всего это касалось жителей конкретного дома, доведенных до точки неспособностью бюрократов решить какую-то жизненную проблему вроде протечек канализации в систему водоснабжения. Реже это случалось на каком-то предприятии, где по той или иной причине падали заработки. К бунтовщикам немедленно, в день выборов, отправляли уполномоченных (которые было заблаговременно сформированы). Само собой они обещали все немедленно исправить — лишь бы граждане бросили бюллетени в урну.
По сути дела, и тогда, и сейчас послушное голосование подтверждает способность конкретных чиновников управлять подведомственным населением. Нынешние начальники создали замечательную систему госпропаганды, ликвидировав при этом большинство независимых СМИ. Социологические центры поставлены под жесткий контроль, их опросы всегда подтвердят те цифры, что нарисуют подчиненные г-жи Панфиловой. Но при этом произошло то, что было характерно для советских времен. Полная утрата обратной связи. И, как следствие, постоянный страх перед внезапным русским бунтом. По сути дела, выборы интересны только тем, насколько местным начальникам удастся выполнить разнарядку, полученную из президентской администрации. И дать ожидаемый ответ на вопрос: кто в России хозяин. Умное голосование к ужасу крупных и мелких сатрапов грозит продемонстрировать, что дорогие россияне хотели бы кого-то другого. И, стало быть, местные начальники недостаточно уверенно контролируют ситуацию. И поэтому они так яростно пытаются выкорчевать это самое Умное голосование.