Министр обороны России Сергей Шойгу устроил выволочку немецкой коллеге Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Дело, надо сказать, совершенно безопасное: по причине случившихся в ФРГ выборов (куда им, немцам, до нашей стабильности) дама эта в скором времени должность покинет.
Министр обороны ФРГ объясняла журналистам суть только что принятых решений Военного комитета НАТО. Речь зашла, в частности, об утвержденном на встрече министров обороны секретном плане. Reuters ранее сообщило о разработке «концепции по сдерживанию и обороне в евроатлантическом пространстве, куда входит план по защите от возможного нападения России». По информации агентства, страны альянса готовятся к российской агрессии, которая одновременно будут развязана в Балтийском и Черноморском регионах. Причем допускается, что будут использованы ядерные удары, взлом компьютерных сетей и нападение из космоса. Госпожа министерша уточнила: альянсу необходимо ясно дать понять России, что НАТО готова использовать, в том числе, сдерживание в воздушном пространстве с использованием ядерного оружия. И тут-то уж решил не сдерживаться Сергей Шойгу. «На фоне призывов к военному сдерживанию России НАТО последовательно стягивает силы к нашим границам. Чем подобное уже заканчивалось для Германии и Европы, министр обороны ФРГ обязана хорошо знать. Безопасность в Европе может быть только общей, без ущемления интересов России. Но к равноправному диалогу по этому вопросу сегодня не готова именно НАТО», — заявил российский министр.
Несколькими днями раньше, говоря о необходимости принятия Военной доктрины России и Белоруссии, глава военного ведомства так описывал натовское «стягивание»: «В Польшу и прибалтийские государства переброшены бронетанковая бригада сухопутных войск Соединённых Штатов Америки и четыре многонациональные батальонные тактические группы. Сформированы штабы коалиционных дивизий альянса в Румынии, Польше и Латвии». При этом Шойгу делает вид, что натовцы стали стягивать войска к границе, руководствуясь исключительно своей неизбывной русофобией. Такие причины, как присоединение Крыма и развязывание войны на Донбассе, российская власть считает несущественными. Правда, тот же Сергей Шойгу ранее сообщал, что ответом на развертывание этих самых четырех батальонных тактических групп и размещение на ротационной основе подразделений американской бронетанковой бригады будет создание на западном направлении только в 2021 году аж 20 соединений и частей (то есть двух десятков соединений, бригад и отдельных батальонов). Кроме того, с 2014-го планировалось развертывание там четырех десятков соединений, включая воссоздание танковой армии. А этой весной российский министр сообщал о секретном перебазировании к западным границам целых двух общевойсковых армий и трех соединений ВДВ.
Перебранка между российским и немецким министрами важна сегодня потому, что она, боюсь, демонстрирует модель будущих взаимоотношений нашей страны и Североатлантического альянса. 18 октября глава отечественного МИДа объявил, что в ответ на решение сократить вдвое — с 20 до 10 человек — численность российской миссии Москва решила ее вовсе закрыть. Потому как десяти человек мало для проведения дипломатической работы. Ну и, само собой, прикрыла бюро Североатлантического альянса в России. Президентский толмач Дмитрий Песков поспешил успокоить: «Агрессивная позиция НАТО — она никогда не была секретом. Это блок, который был создан против нашей страны. И никакие миролюбивые заявления, никакие камуфляжи этой агрессивной направленности НАТО — они не способны скрыть истинное предназначение этого блока. Это агрессивный блок, который считает нас противником. И поэтому ничего страшного не произойдет, если мы на фоне обострения агрессивности, на фоне таких деклараций о том, что главная задача сдерживать нас, просто откажемся от этих отношений», — сказал господин Песков. Одним словом, точно по анекдоту: нехай клевещуть, гады.
Между тем именно сейчас, когда Россия и НАТО очевидно движутся по колее новой холодной войны, сторонам остро необходимо общение. Потому что в условиях конфронтации многократно возрастает риск инцидентов и ложных интерпретаций действий другой стороны. Прекращение деятельности миссий связи, специально созданных для профессионального общения, существенно уменьшает возможности рационального управления рисками. Кто-то написал, что отношения России и НАТО уперлись в дно. Это не так. Дно — это война. И ее вероятность нарастает.
Фото: mil.ru по лицензии:Creative Commons Attribution 4.0 International