Дарья Навальная объяснила лидерам Европы, что их прагматизм – это цинизм, двуличие и коррупция. В ростовском суде официально признали, что в ДНР и ЛНР находятся войска РФ. В Берлине осудили гражданина РФ за убийство по заказу Кремля. Сокуров написал, что ему угрожают убийством, и попросил за это прощения.
В последние дни четверо граждан России возвысили свой голос против диктатуры. Речь актрисы Лии Ахеджаковой на вручении премии «Звезда театрала». Нобелевская лекция Дмитрия Муратова. Манифест режиссера Сокурова, брошенный в лицо Путину. Речь Дарьи Навальной перед депутатами Европарламента на вручении Премии имени Сахарова Алексею Навальному.
Четыре очень разных человека. С разным жизненным опытом и разной жизненной историей. Находящиеся в очень разных жизненных обстоятельствах. Понимаю, что сравнивать их слова трудно и, наверное, не надо бы, но как не сравнивать, когда эти речи прозвучали подряд, одна за другой и фактически об одном и том же. О диктатуре и свободе человека. И так получилось, что самые безоглядные, самые пронзительные и самые бескомпромиссные слова произнесли две женщины: 83-летняя Лия Ахеджакова и 20-летняя Дарья Навальная. Это никакой не упрек в адрес Муратова и Сокурова – они сказали очень важные и очень правильные слова, которые попали в цель и вызвали большой резонанс. Но то, что именно женщины оказались самими яркими борцами с диктатурой в мире, который по-прежнему является мужским миром, устроен мужчинами и живет по мужским правилам, – это важное обстоятельство, заставляющее задуматься.
Речь Дарьи Навальной стала не только гневным протестом против диктатуры Путина, но и прямым обвинением, брошенным в лицо политикам Запада.
Эта 20-летняя девочка, немного робея той трибуны, с которой ей довелось выступать, задала лидерам Запада наивный, но очень жесткий вопрос. О том, почему Европа, такая великая и могущественная, принимает такие правильные резолюции, а ее отец по-прежнему в тюрьме. И это касается не только Алексея Навального. И предыдущие лауреаты Сахаровской премии тоже преимущественно в тюрьме. А лауреат Нобелевской премии мира 2010 года Лю Сяобо умер в тюрьме.
И, задав этот вопрос, Дарья Навальная дает на него ответ. Зло торжествует потому, что на Западе торжествует прагматизм, а «под флагом прагматизма скрываются цинизм, двуличие и коррупция». 20-летняя студентка Дарья Навальная предлагает взрослым и солидным дядям и тетям, европейским политикам открыть учебник истории и убедиться, что в истории «умиротворение диктаторов и тиранов ни разу не сработало».
Депутаты Европарламента аплодировали стоя, когда дочь Навального завершила свою речь словами: «Мы стремимся к европейским идеям, защите прав человека, демократии и целостности. Мы не стремимся к Европе канцлеров и министров, которые мечтают получить работу в советах директоров путинских госкомпаний или плавать на яхтах олигархов».
Дарья Навальная произнесла антислово года – «прагматизм». И это не то вполне достойное философское учение, которое нашло свое развитие в трудах Чарльза Пирса, Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Сегодня в мире правят два вида совсем иных «прагматизма» – «прагматизм» уголовников, государственных убийц и террористов и прагматизм лицемеров, которые на словах этих уголовников, убийц и террористов осуждают, а на деле с ними сотрудничают, причем вполне небескорыстно.
«То, во что для нас лучше верить, — истинно», — утверждал один из основателей прагматизма Уильям Джеймс. События последних дней подтверждают, что Россией руководят «прагматики с большой дороги», которые Джеймса не читали, но истина для них – это то, что им выгодно здесь и сейчас.
С сайта ростовского суда удалили приговор, в котором говорилось о поставках продовольствия российским военным в ДНР и ЛНР. Банальный приговор коррумпированному чиновнику, который давал взятки главе Центра государственного санэпиднадзора Южного военного округа. Сенсацией стало то, что в приговоре суда черным по белому написано, что раз в две недели в террористические анклавы отправлялись колонны из более чем семидесяти машин, которые везли продукты для «воинских частей Вооруженных сил России, дислоцирующихся на территории ДНР и ЛНР». Песков, комментируя приговор, заявил, что речь идет об ошибке человека, который писал этот текст. Песков не судья, не прокурор, не адвокат, вообще не сторона процесса. Заявляет об ошибке в приговоре. Кто как не начальник Пескова любит чуть что заявлять о независимости суда и невозможности вмешательства в его решения. Помните Уильяма Джеймса: «То, во что для нас лучше верить, — истинно». Песком и Путин явно не читали, но руководствуются.
Позавчера, 15 декабря судья земельного суда Берлина Олаф Арнольди вынес приговор – пожизненный срок гражданину РФ Вадиму Николаевичу Красикову за убийство бывшего чеченского полевого командира Зелимхана Хангошвили, совершенное в центре немецкой столицы в августе 2019 года. Зачитывая приговор, берлинский судья сказал: «Обвиняемый действовал по заказу центрального российского правительства и был частью российского силового аппарата. Мотивами Российской Федерации были месть и возмездие. Кроме того, такое преступление должно было стать публичным сигналом… Это не что иное, как государственный терроризм».
Два суда, ростовский и берлинский, в одно время вынесли два приговора, подтверждающие террористический характер путинского режима. И то, что ростовский суд обронил слово правды по ошибке, не имеет значения.
Режиссер Александр Сокуров написал обращение на имя главы СПЧ Валерия Фадеева, в котором извинился за происшедшее на встрече с президентом и сообщил, что друзья предупреждают его о существующей угрозе его жизни.
«Мне показали гневную реакцию на мое поведение со стороны пресс-секретаря президента. Он прав – я дилетант и, видимо, таким не место в столь уважаемой профессиональной среде, как совет… Мои друзья мне говорят об оскорбительных высказываниях из чеченского сектора. И знаю – никто в стране не будет защищать честь и достоинство члена президентского совета. Такое уже было, когда оскорблениям и издевательствам подвергся руководитель Комитета против пыток. Мои друзья предупреждают о грозящей опасности моей жизни. Единственной гарантией моей жизни может быть воспрепятствование со стороны президента столь радикальной развязке». Конец цитаты.
Сообщив о том, что его хотят убить, Сокуров просит прощения: «Я всего-навсего гражданин и ремесленник своего цеха, преподаватель. Не владею дипломатическими навыками. Знаю, что оскорбил своим поступком, поведением многих членов совета. Приношу всем извинения».
То, что происходит с Сокуровым, пожалуй, еще в большей степени, чем приговоры ростовского и берлинского судов, характеризует путинскую Россию, ее внутреннюю глубинную суть. Новую достоевщину, «обогащенную» опытом ГУЛАГа, доносов и коллективной травли. Выдающийся режиссер произносит манифест свободы перед диктатором, говоря ему о бедах людей на оккупированных этим диктатором землях. Диктатор сурово его отчитывает, после чего в режиссера вцепляется отморозок по кличке «падишах» с привычным для него хамством и оскорблениями. Режиссеру угрожают смертью, за что он, выдающийся режиссер, у всех просит прощения. Это и есть Россия, третье десятилетие 21 века. Занавес.
Фото из открытых источников
.