Отдадим должное прозорливости главы отечественного МИДа, который сразу заявил, что сохранить конфиденциальный характер ответов США и НАТО на российский ультиматум не получится. И как в воду глядел: сканы обоих документов были опубликованы испанской газетойElPais(наблюдатели полагают, что утечка произошла с Украины, которую Вашингтон и Брюссель посчитали необходимым ознакомить со своими ответами). Американские официальные представители вскоре подтвердили аутентичность преданных гласности документов.
Сами тексты интересны, но уж точно не являются сенсационными. Североатлантический альянс отвечал Москве куда резче, чем США. Подчеркнув, что больше 30 лет НАТО работала над построением отношений с Россией и что ни одному другому партнеру не было предложено таких условий сотрудничества, альянс возлагает всю ответственность за кризис на Москву: «Россия подорвала доверие, на котором строился наш диалог, и бросила вызов фундаментальным принципам глобальной и евроатлантической архитектуры безопасности». При этом предельно ясно заявлено, что ни о каком нерасширении альянса речи идти не может. А вот России предъявлена масса требований. Среди них — не только немедленный отвод войск от границы с Украиной, но и вывод российских вооруженных сил с территории Украины, Грузии и Молдавии, «где они находятся без согласия принимающей страны». А еще возвращение к соблюдению Договора об обычных вооруженных силах в Европе, согласие на модернизацию Венского документа (который Москва, по мнению альянса, не выполняет и в существующем виде).
Американский ответ куда более корректен по форме, но столь же ясен по содержанию. Вашингтон сразу указывает, что только НАТО может вести переговоры о перспективах альянса. США подчеркивают очевидную противоречивость российской позиции: «В предлагаемых ею договорах Россия выдвигает конкретные требования, которые подрывают те принципы, которых Россия обязывалась придерживаться в предыдущих документах». Однако США заявляют о готовности обсуждать вопросы военной безопасности, которые в Москве именуют второстепенными. При этом, насколько можно понять, Вашингтон совсем не готов просто согласиться с российскими предложениями. Он, в частности, не возражает обсудить «взаимные обязательства США и России воздерживаться от размещения на территории Украины наступательных наземных ракетных систем и сил постоянного базирования с боевыми задачами». Думаю, что ключевое слово здесь «взаимные». Буквально через строчку американцы указывают, что имеют в виду: «Соединенные Штаты озабочены нахождением на территории Украины российских подразделений и оборудования, в том числе дальнейшим наращиванием военных сил в Крыму». Похоже, что обсуждение этих и других мер военного доверия, которое еще вчера выглядело беспроигрышным козырем, грозит обернуться для Москвы новым источником дипломатических проблем.
После 2014-го, не имея сколько-нибудь весомых аргументов для объяснения присоединения Крыма, Москва просто отказалась обсуждать эту тему. «Это суверенная российская территория. Вопрос для нас в этом смысле закрыт», — только что в очередной раз озвучил эту позицию Путин. Остальным пришлось смириться: ну, как привлечь к переговорам ядерную державу, которая в этих переговорах участвовать совсем не желает? Но теперь именно Россия инициировала переговоры по безопасности. И в ходе их от Москвы точно потребуют определить статус войск и ударных систем, размещенных в Крыму. Ведь для всех стран, кроме России, полуостров — это украинская территория. Если наши дипломаты откажутся обсуждать эту тему, то переговоры, которых Кремль вроде бы желал столь страстно, будут заблокированы.
Другой пример. Американцы, как следует из ответа, готовы разрешить инспекции на объектах ПРО в Польше и Румынии, с тем чтобы доказать: они не используют установки системы Aegis Ashore для развертывания крылатых ракет «Томагавк». Но хотели договориться об инспекции двух российских ракетных баз. Что может быть весьма чувствительно для Москвы. Ведь в том же документе высказывается озабоченность «продолжающимся производством Россией и размещением ракетных систем SSC-8 (9М729)». Нетрудно предположить, что США захотят проинспектировать именно те базы, где развернуты 9М729, которые послужили поводом к выходу США из Договора о ракетах средней и меньшей дальности.
Таким образом чем дальше, тем больше очевидно: переговоры по российским предложениям возвращают Москву к обсуждению ровно тех тем, которые она обсуждать не желала. Чем дальше, тем меньше шансов на то, что военное давление принесет успех. Да, продолжается наращивание российских войск. Но уже и американцы начали переброску трех тысяч военнослужащих в Европу. Украина готовится воевать и намерена объявить о мобилизации 100 тысяч резервистов. Американский конгресс и Европейский союз приготовили пакеты беспрецедентных по жесткости санкций. Никакой внезапности, как видим, не будет.
Самое время задать вопрос, а какова была подлинная цель всей этой милитаристской истерики Кремля? Никакой военной угрозы от расширения НАТО не исходит. Кстати, американцы в своем ответе указали, что они воздерживаются от «дополнительных размещений существенных боевых сил», так же как и от размещения ядерного оружия в странах Восточной Европы. Но, если бы случилось невозможное, если бы ультиматумы Путина были удовлетворены, военная безопасность России ничуть не усилилась бы. Ради чего тогда все это? Мне кажется, тайну только что выдал один из немногих путинских друзей в НАТО, несменяемый венгерский премьер Виктор Орбан. Прибыв Москву с «миротворческим», как он сам его назвал, визитом, Орбан сформулировал секрет своих прекрасных отношений с Путиным: «Существует в политике „венгерская модель“: мы являемся членами НАТО и Европейского союза, тем не менее мы можем поддерживать отличные отношения с Россией. Это возможно. Что для этого требуется? Взаимное уважение. Венгрия всегда получала от Президента Путина уважение, и это уважение мы также проявляем в сторону Российской Федерации и Президента Путина».
Путину просто жизненно важно регулярно слышать утвердительный ответ на сакраментальное «Ты меня уважаешь?». За выражение знаков почтения он готов щедро платить. Той же Венгрии продают газ по в пять раз более низким ценам, чем прочим, «недружественным», европейцам. Путин, похоже, готов выдать два миллиарда долларов кредита, чтобы профинансировать строительство объездной железной дороги вокруг Будапешта (очевидно, российские транспортные проблемы давно решены).
После 2014 года лидеры западных государств исключили Путина из своего круга общения. И главный начальник России больше не мог этого терпеть. Конечно, странно думать, что многотысячные соединения изготовились к удару из-за ущемленной гордости одного человека, но, честное слово, это самое рациональное объяснение происходящего…
Фото: kremlin.ru по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International