«Дело ЮКОСа»
22 ноября 2024 г.
Вся сатира в одном флаконе
2 АПРЕЛЯ 2010, ВЛАДИМИР НАДЕИН

Олендская Анастасия

Заметки с художественной выставки «Процесс»

Когда режим Путина рухнет, сатира расцветет. Она и сейчас цветет, но нызенько. С телевидения сатиру изгнали напрочь. В газетах она встречается, по большей части, благодаря усилиям таких мастеров, как Алексей Меринов и Михаил Златковский: рисунок у них изящный, остроумный, классный, а все же чувствуется оглядка на не видимого миру цензора. При советской власти это называлось «не дразнить гусей».

До Путина этих гусей куда-то разметало, но слетелись опять и шипят так же. В абсолютном большинстве редакций без оглядки на Конституцию установлены  жесткие ограничения: этого не трожь, того не замай. Поляны гласности распахнуты только для жутких хохм «Аншлага» да хитрых сайтов вроде блаженно подъелдыкивающего «Владимир Владимирович.ру». Владельцы картинных галерей предпочитают не связываться с сатирой: убытки всегда превосходят удовольствие. Приличного зала под сатирическую выставку и за большие деньги не найдешь, а смельчаки, вроде владельцев завода «Флакон», редки.

Во «Флаконе», в недостроенном цехе этого московского предприятия, и состоялась выставка «Процесс». Выставка, примечательная во многих отношениях.

Эту рубрику изобретательный и неутомимый мастер Александр Котляров ведет едва ли не с самого начала второго судебного процесса над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Читатели «Ежедневного журнала» знакомы с творчеством А. Котлярова по его еженедельным комиксам. Вряд ли есть нужда доказывать, что перевод крошечного рисунка, предназначенного для настольного экрана, в пространные настенные полотна — это не механическое увеличение фотографии, но очень серьезная творческая задача. А. Котляров решил её мастерски, из разрозненных рисунков он создал художественно цельное произведение, но эти приятные детали мне бы хотелось оставить под конец, как мудрый первоклассник оставляет под конец кремовую розочку с квалифицированно поедаемого пирожного.

Олендская Анастасия

А для начала  — о сфере, где хоть и нызенько, но все же буйно цветет российская политическая сатира. Речь конечно же об Интернете, который не задушишь-не убьешь — во всяком случае, пока. Относительно простые программы компьютерного монтажа вооружили небывалым мастерством остроумных, веселых мужчин и женщин, никогда не державших в руках ни карандаша, ни кистей. Вернисажи «Эха Москвы», поле безграничного любительства, уже подарили нам ряд просто замечательных работ. Ишь, как взвился Н. Михалков после того как за него, надменного баловня Кремля, и за его напомаженную афишу «Утомленных солнцем-2» взялось беспощадное интернетное сообщество. И засудить поклялся, и на деньги развести, но отступил. Михалков-то он Михалков, а против мира не попрешь.

Хотя большинство этих попыток можно зачислить в разряд мимолетных упражнений, но были среди компьютерных пародий и жемчужины истинного остроумия. А все же для профессиональной сатиры необходим более суровый отбор тем для художественного воплощения и способов решения творческих задач. Сейчас мало кто помнит о журнале «Крокодил», но в конце 60-х прошлого столетия это был популярный декадник с тиражом в 6,5 миллиона экземпляров и отлаженной системой. Её создавали и отшлифовывали такие выдающиеся мастера, как Кукрыниксы, Л.В. Сойфертис, Ю.А. Ганф, И.М. Семенов, Е.А. Шукаев, Е.А. Ведерников, Ю.Н. Федоров. Я ощущаю вину перед памятью десятков прекрасных художников, которых не назвал поименно, но в рамках данной заметки эта задача невыполнима.

Важнейшим творческим инструментом для карикатуристов «Крокодила» было темное совещание. Уточню: темное, а не тёмное. Никакой темноты в нем не было, напротив, все проходило до предела открыто: заходи хоть с улицы.  Литераторы, фельетонисты, иллюстраторы анекдотов, студенты — все толпились вокруг длинного стола «для мэтров», одобряя смехом или отвергая смехом же, скетчи будущих рисунков. Из сотен эскизов отбирались немногие, чтобы вскоре (по теме Марка Вайсборда) появилась легендарная работа Ивана Семенова «И кто бы мог подумать, что санаторий для сердечников выставит такую сильную футбольную команду».  

Олендская Анастасия

На выставке «Процесс» десятки экспонатов. В «ЕЖе» (и в прекрасном выставочном каталоге) — сотни. Никакого темного совещания в редакции, понятно, не было, поскольку тут властвовала не выдумка, а документ. Понятно, что композиция каждого комикса — личная забота художника. Но кто отбирал мгновенья, достойные увековечения? Кто записывал и сверял цитаты участников этого кошмарного процесса, в ходе которого свидетели прятались в уборной, подсудимые иронизировали над прокурорами, а судьи безнадежно боролись со сном? На рисунках приведены тысячи цитат, и, можете быть уверены, что при всей своей, мягко говоря, неталантливости, прокуроры, главный субъект сатиры, воспользовались бы малейшей опечаткой, чтобы засудить и журнал, и художника. Всю эту огромную, монотонную, абсолютно необходимую работу провела редакция «ЕЖа», перечисленная очень мелким шрифтом в самом конце каталога. Вот их имена: Мария Олендская (дизайн и верстка), Александр Гольц, Григорий Дурново, Мария Каменская, Антон Литвин. Ольга Пашкова, Александр Рыклин. И конечно, достойны особого упоминания смешные и грустные, прекрасно написанные литературные реплики Леонида Самоцветова.

Олендская Анастасия

По природе своей выставка многогранна. У входа громкоговоритель встречает нас мобилизующей репликой: «Встать, суд идет!» Софиты под ногами струят под потолок яркие столбы. Звук, свет, полумрак лабиринта, чередование юмора и драмы, альбомного рисунка и монументального полотна — все это создает обстановку сотворчества, соучастия, которые нынче обозначают термином «интерактивность».

Лойко Сергей

Александр Котляров, несомненно, будет отнесен к самым изобретательным мастерам рисования. Его композиции неистощимы. Его полотна населены таким количеством действующих лиц, столь несхожих жанровых характеристик, все пространство рисунка настолько эффективно заполнено художественными элементами, что вполне понятной была бы потеря перспективы, каша из галстуков, очков, ушей и погон. Но Котляров со всем этим спокойно разбирается, для всего находит свое место. И даже бесчисленные «пузыри» с рукописным шрифтом не создают впечатления технологического мусора. Я пока еще не разобрался, как именно, но впечатление, что и «пузыри» работают на образ.

Олендская Анастасия

И конечно, удивительна работа Котлярова с цветом. Мрачная гамма коричневого, темно-красного, желтого не дает забыть, что этот театр абсурда —  не только балаган, но и мерзкий предбанник, за которым последуют семь кругов ада из параш, баланды и надругательств. Вкрапления голубого — не небесный знак надежды, не луч света в царстве ГУЛАГа, но издевательская улыбка дрессированного бессудия.

Я поспешил купить выставочный каталог и теперь корю себя, что не взял два. Этот превосходно изданный альбом, по моему убеждению, становится художественным раритетом буквально на глазах. Насколько мне известно,  организаторы попытаются переместить выставку «Процесс» в иные города России. После Путина это станет замечательным культурным событием. При Путине это просто подвиг.

Фотографии Анастасии Олендской

 

 












  • Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.

  • ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.

  • Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
О Гааге, Путине, 50 млрд ЮКОСу и длине веревочки
19 ФЕВРАЛЯ 2020 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Апелляционный суд в Нидерландах вынес решение, в соответствии с которым Россия должна выплатить бывшим акционерам ЮКОСа компенсацию на сумму свыше 50 млрд долларов. Это решение вызвало бурную и противоречивую реакцию. «Если Ходорковский получит с России 50 миллиардов долларов, он на эти деньги попытается сделать цветную революцию в России. Гаагский суд надо посылать однозначно», — требует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко на «первом русском» телеканале «Царьград».
Прямая речь
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Елена Лукьянова: Рано или поздно Россия заплатит. Инструменты, чтобы заставить её это сделать, есть — аресты имущества.
В СМИ
19 ФЕВРАЛЯ 2020
ZNAK.com: Апелляционный суд Гааги обязал Россию выплатить более 50 млрд долларов экс-акционерам ЮКОСа.
В блогах
19 ФЕВРАЛЯ 2020
Карина Орлова: Говорить, что у нас с вами что-то заберут из кармана, не совсем справедливо - давно забрали.А вообще-то... мы все - как... равнодушные попустители... путинского режима, должны его жертвам.
Тьма заглянула к Световой
1 МАРТА 2017 // ИГОРЬ ЯКОВЕНКО
Обыск в квартире журналистки и правозащитницы Зои Световой 28.02.17 проводила большая группа сотрудников СКР и ФСБ. По данным «Медузы», руководил этим мероприятием следователь по особо важным делам Руслан Нигматуллин. Обыск, по свидетельству адвокатов, на присутствии которых с трудом удалось настоять хозяйке квартиры, проводился жестко и долго, свыше 11 часов. У Зои Световой изъяли все носители информации, практически полностью парализовав ее возможности продолжать работу. К Зое Световой пришли в поисках денег Ходорковского или следов этих денег. Вместо этого в квартире журналистки и правозащитницы обнаружили ее мужа, дочь, собаку и очень много книг.
Прямая речь
1 МАРТА 2017
Андрей Колесников: Политический подтекст во всех этих историях очевиден.
В СМИ
1 МАРТА 2017
"Московский комсомолец": Светова констатировала, что ее телефоны находятся на прослушке: один из сотрудников ФСБ, найдя документы на другую квартиру, поинтересовался...
В блогах
1 МАРТА 2017
Зоя Светова: Только что добралась до компьютера... Конечно, это безобразие проводить обыск у журналиста только потому что он журналист .
Россия отсудила у ЮКОСА два миллиона долларов. Дело за малым
28 ЯНВАРЯ 2016 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
27-го января апелляционный суд Швеции в тяжбе между правительством Российской Федерации и акционерами ЮКОСА встал на сторону России и отменил принятое больше трех лет назад решение шведского же арбитража о взыскании с нашей страны двух миллионов долларов. Деньги эти тогда отсудили несколько испанских фондов – фактических держателей небольших пакетов акций компании ЮКОС, юристы которых утверждали, что в 2007 году имела место экспроприация активов ЮКОСА, что нанесло ущерб их клиентам. Тогда стокгольмский арбитраж встал на сторону истцов, а теперь апелляционная инстанция то решение отменила. 
Прямая речь
28 ЯНВАРЯ 2016
Максим Блант: Положение бывших акционеров ЮКОСа точно станет сложнее, потому что создан прецедент. А многие международные арбитражные суды ориентируются на подобные вещи.