Назначенное на 19 октября последнее заседание Координационного совета оппозиции признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума: из 40 членов КСО пришли лишь 9, а еще двое готовы были принять участие в работе заседания в режиме видеоконференции. Дата новых выборов в Координационный совет не назначена, однако многие известные деятели, в него вошедшие, уже заявили, что в следующих состав избираться не будут.
Стоит напомнить, что формально полномочия КСО заканчиваются в понедельник 21 октября, поскольку орган, призванный координировать протестные действия, избирался 21 октября 2012 года сроком на 1 год. В ходе голосования, которое проводилось как в очной форме, так и через интернет, приняло участие более 80 тысяч граждан, которые выбрали 45 «делегатов». Первые строчки в ходе голосования заняли не только оппозиционные политики, но и общественные деятели - Дмитрий Быков, Ксения Собчак, Сергей Пархоменко, Олег Кашин, Михаил Шац, Татьяна Лазарева, Андрей Илларионов.
Изначально необходимость выборов объяснялась необходимостью придать легитимность органу, взявшем на себя организацию и координацию протестных действий несистемной оппозиции. До КСО эту функцию выполнял Оргкомитет протестных действий, в работе которого принимали участие многие из будущих членов КСО. Однако с самого начала работа КСО завязла в решении процедурных вопросов, и к конструктивной работе этот выборный орган перейти так и не смог.
Из-за этого в разное время КСО покинули журналистка Ольга Романова, муниципальный депутат Максим Кац, политолог Михаил Пионтковский. Уже этим летом несколько членов КСО обвинили орган в неспособности организовать и руководить оппозиционными акциями. Члены КСО Петр Царьков, Борис Немцов вместе с постоянными заявителями протестных митингов создали Комитет протестных действий (КПД) — исключительно для организации митингов.
От участия в новых выборах уже отказались Дмитрий Быков, Сергей Пархоменко, Илья Яшин, Петр Царьков, Дмитрий и Геннадий Гудковы.
Председатель федерального бюро движения «Солидарность» Илья Яшин предложил совсем отказаться от новых выборов. «К сожалению, КСО вместо площадки, которая бы способствовала развитию протестных настроений, вместо органа, который бы активно организовывал протестные акции и своевременно реагировал на политические события, превратился в дискуссионный клуб», — объяснил свою позицию газете «Коммерсантъ» Яшин, подчеркнув, что в новых выборах в КСО он участвовать не будет.
Подводя итоги работы КСО, Сергей Давидис, который должен был председательствовать на последнем заседании Совета, в своей статье, написанной для «ЕЖ» вместе с социологом Игорем Эйдманом, рассуждает: «Надежды, связанные с формированием Координационного совета оппозиции (КСО), большей частью не оправдались. Главная содержательная претензия — совет работал в отрыве от своих избирателей. Где-то шли демонстрации, велись избирательные кампании оппозиционных кандидатов, в личном качестве в них участвовали многие члены КСО, но как орган совет, в основном, жил своей параллельной, жизнью, утверждая регламенты и резолюции».
Думая о будущем КСО, Давидис и Эйдман, в отличие от других участников Совета, не предлагает окончательно упразднить этот институт. Он считает, что «идея сохранения демократически избранного органа оппозиции, площадки для поиска компромисса между ее разными идеологическими группами заслуживает поддержки. Но для того чтобы быть реальным координирующим органом, совет должен стать частью механизма самоорганизации и самоуправления демократически настроенных граждан. Для этого необходимо совместить проведение выборов в новый КСО и регистрацию избирателей на Форуме Свободной России».
Что такое Форум Свободной России, они объясняют выше: это «что-то вроде открытого и прямого интернет-парламента, в котором могли бы участвовать все оппозиционно настроенные избиратели».
Далеко не все оппозиционеры настроены по отношению к КС настолько критично, чтобы отказываться от его существования. Так возникшая на волне протестов группа «Сопротивление», активный участник «Мастерской протестных действий», провела сетевое голосование, в ходе которого большинство активистов высказались за сохранение КС при его большей демократизации.
Что же касается разочарования, которое испытывапт ряд оппозиционеров, то оно обусловлено изначально завышенными ожиданиями. Так, член КСО Сергей Пархоменко, анализируя по просьбе "ЕЖ" итоги работы Координационного совета, вспоминает: "Кому-то почудилось, будто КС будет штабом революции, которому предстоит командовать какими-то несметными полками революционных войск, мобилизованных для совершения каких-то невероятных походов на власть. Поскольку нет никаких войск, нет никаких дивизий, то нет и никакого штаба, и не нужно было заблуждаться на эту тему и очаровываться фантастическими идеями о том, что сейчас образуется какой-то орган, который за всех сам всё сделает. Я наблюдаю горькие разочарования у людей, которым показалось, что сейчас, наконец, их проблемы будут решены кем-то ещё, а они будут сидеть и наблюдать за этим. И теперь они очень удивились, что ничего подобного не произошло. А еще у кого-то были совершенно беспочвенные иллюзиии насчет того, что КС станет то ли «теневым парламентом», то ли «теневым правительством». Нужно было проработать этот год, чтобы эти люди от таких иллюзий избавились".
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель