Михаил Гельфанд, доктор биологических наук, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ:
Когда говорится про 60% животных, наверное, имеются в виду не все животные, а какая-то отдельная группа, например, млекопитающие или позвоночные. Потому что существует, например, очень много видов жуков, и никто не знает, сколько именно. Поэтому вопрос о том, уничтожили ли мы 60% видов, не имеет смысла — мы их нормально и не подсчитали. А если говорить об уничтожении 60% экземпляров, то нужно учитывать, что существует очень много комаров, очень много мышей и очень много рыб. И как посчитать, стало ли рыб вполовину меньше в мировом океане или не стало? Я не вижу никакой возможности это сделать.
То, что человек — мерзкое существо, которое уничтожает всё, до чего может дотянуться, это медицинский факт. Но можно ли это подтвердить арифметическими расчётами — очень сложная проблема.
Команда «Гринпис России»:
Для подъема пограничников на борт «Арктик Санрайз» не было легальных оснований. Фактически совершен захват судна. На момент атаки ледокол Гринпис находился за пределами территориальных вод России, в исключительной экономической зоне, вне так называемой опасной для плавания трехмильной зоны вокруг платформы «Газпрома» «Приразломная».
Сейчас мы видим, как далеко готово зайти российское правительство, защищая опасные нефтяные проекты от общественного контроля. Настоящая угроза интересам России - не мирные акции протеста, а безумные арктические проекты «Газпрома», Shell, Statoil, ExxonMobil и других нефтяных корпораций, с которыми Россия никогда не слезет с нефтяной иглы.
Пресс-служба «Гринпис России»:
Это первый случай, когда «Гринпис» официально обвиняют в пиратстве.
Куми Найду, исполнительный директор Greenpeace International:
Русские власти пытаются напугать людей, которые противостоят добыче нефти в Арктике, но это откровенное запугивание не будет иметь никакого результата. Мы исполнены решимости в вопросе охраны природы Арктики и климата в мире. Мы призываем людей в России и во всем мире поддержать наших активистов и отстоять их право на мирный протест.
Пресс-служба «Гринпис»:
Правда: Политики и идеологи нефтяных корпораций переврали данные Геологической службы США от 2008 года. 13% — это оцениваемые ресурсы как морской, так и наземной части Арктики. Причем в эту цифру входят уже разведанные запасы главных российских нефтяных провинций на суше, в том числе и Ханты-Манскийский округа, который дает 50% добычи нефти России. Добыча нефти на арктическом шельфе в лучшем случае в ближайшие 20 лет достигнет 13 млн тонн или примерно 2% от нынешней добычи нефти в России. Эти данные подтвердил Министр экономического развития России А.Белоусов (2012 год): «Учитывая, что в России в целом по стране мы планируем добывать порядка 510 млн тонн… Это колоссально мало по сравнению с теми инвестициями — более 9 трлн рублей — которые планируется туда (в освоение шельфа — примечания редактора) вложить».
В мире не существует эффективных технологий борьбы с разливами нефти во льдах. Анализ десятков тысяч возможных сценариев аварийных разливов на «Приразломной» показывает, что в зоне риска окажутся 3 000 км, побережья, морская акватория площадью свыше 140 000 квадратных километров (это четыре Байкала), три особо охраняемые территории: заповедник «Ненецкий», а также заказники «Вайгач» и «Ненецкий».
Миф: Гринпис противодействует арктическим проектам России в интересах других стран и корпораций, атакует только российские компании, не обращая внимания на нефтяников других стран, например, Exxon.Правда: Если рассматривать проблему освоения Арктики в комплексе, то выясняется, что главный интерес России не в освоении новых месторождений, а в эффективной эксплуатации наземных. В первую очередь это предполагает прекращение катастрофических нефтяных разливов. По оценкам Гринпис, годовой объем нефтяных разливов достигает 5 млн тонн в год (данные подтверждаются независимыми экспертами) Это сравнимо с объемом всей предполагаемой добычи нефти на «Приразломной».
У России огромный потенциал экономии нефти и нефтепродуктов за счет их рационального использования. Этот потенциал в 8 раз больше того объема, что будет добывать «Приразломная» в год даже на пике своей работы.
Компании «Роснефть» и «Газпром» добились налоговых льгот для своих проектов по освоению шельфа. Это значит, что освоение Арктики пойдет во многом за счет налогоплательщиков, за счет госбюджета, в котором и так не хватает денег на важнейшие программы, в том числе социальные. Вопрос же о том, кто будет платить за ликвидацию последствий неизбежных аварий и компенсировать ущерб пока неясен. Вероятно, это тоже ляжет на госбюджет. Если перенести опыт стоимости уборки и компенсации последствий нефтяных разливов (например, разливы нефти в республике Коми в мае 2013), то окажется, что стоимость уборки и компенсация максимального разлива на «Приразломной» (10 000 тонн) составит примерно 20 млрд рублей.
Гринпис противодействует планам всех компаний, которые собираются осваивать Арктический шельф. Однако сейчас по факту для освоения в ледовых условиях открыт только российский арктический шельф, где «Роснефть» и «Газпром» ведут свои проекты вместе с иностранными компаниями: Exxon, Eni, Statoil. Таким образом, слова об избирательности Гринпис не соответствуют действительности, хотя бы с этой точки зрения. Кроме того, Гринпис много лет ведет кампании против планов таких корпораций как BP, Shell, Cairn Energy и других. Многие кампании отказываются от освоения арктического шельфа, среди них: Total, Лукойл, Chevron. Другие — откладывают свои проекты по добычи нефти, например, Shell на шельфе Аляски.
Только что власти Норвегии заявили, что сворачивают новые проекты по бурению нефти в своем секторе Арктики. Причина проста — сомнительная выгода и невозможность обеспечить соблюдение технологических и экологических требований. К сожалению, в российской Арктике требования к безопасности иные.
Миф: Акция Гринпис была штурмом, атакой угрожающей платформе и людям; да еще с устройством, которое смахивает на бомбу!Правда: 18 сентября активисты Гринпис Интернешнл имея только альпинистское снаряжение, попытались закрепиться на борту буровой с целью мирного протеста. Они никак не могли взять штурмом конструкцию из металла, высотой с многоэтажный дом. Были одеты в специальные костюмы с бросающимся в глаза логотипом организации, поэтому их невозможно перепутать с кем-то другим. «Arctic sunrise» перед акцией вышел на связь с платформой и береговой охраной, чтобы предупредить о мирном характере акции. В эфире ясно прозвучало, что альпинисты не причинят вреда ни платформе, ни персоналу. Так и случилось — они закрепились на нижнем ярусе платформы, на значительном расстоянии от жилых и рабочих помещений, от людей.
Капсула Гринпис, которая «напугала» спецслужбы, спроектирована молодым ученым из архитектурного университета в Испании, для обеспечение жизни активистам в суровых условиях Арктики.
ОригиналМихаил Касьянов, сопредседатель партии РПР-ПАРНАС:
К участникам акции Greenpeace c самого начала были применены самые жесткие слова и меры, смысл их – «не мешайте нам в Арктике». Участники акции арестованы и находятся в тюрьме – более того, уже продлен до 24 февраля арест австралийца Колина Рассела, работавшего на Arctic Sunrise радистом.
Российские власти как бы преподносят урок всем, демонстрируют всему миру: не мешайте нам, даже если мы не правы, иначе будем жёстко пресекать.
Это сигнал всем в самой жесткой форме — мол, не смейте покушаться на наши интересы и препятствовать нам в использовании природных ресурсов, которые мы считаем нашими.
Если помните, во времена "холодной войны" позиция СССР была такова, что Арктика должна была делиться по секторному принципу — линии, проходящие от Северного полюса до крайних точек континентальной территории каждого арктического государства, должны были считаться государственными границами. Фактически по такому принципу все арктические моря стали бы советскими и канадскими. Время от времени такая позиция импонировала и Канаде, практически вся Арктика делилась бы на двоих. Конечно, другие страны этого не признавали тогда и не признают сейчас, но, по-видимому, вспоминая советское прошлое, нынешние российские власти руководствуются похожими соображениями. Да, мы во многом сегодня видим в действиях нынешнего руководства признаки советского мышления, сигналы из прошлого, из СССР.
Некая справедливость в этом есть, но нет справедливости в жесткости. И то, что происходило, конечно, это полнейший беспредел — участники акции должны быть отпущены, они никакие не хулиганы, уж не говоря о том, что они никакие не пираты. Да, это была эпатажная акция — многие в мире не любят акции Greenpeace, — но так люди привлекают внимание к проблемам, проблемам чрезвычайно острым, по их мнению. Да, условия климатические в Арктике жесткие, условия и правила эксплуатации объектов строгие, но эти люди не сделали ничего такого, чтобы нанести материальный ущерб или ущемить российские интересы.
У нас в Арктике серьезные экономические, национальные интересы. Во-первых, это северный морской путь, и сейчас, с общим потеплением климата, появляются коммерчески обоснованные возможности использования морского пути, этого транспортного коридора. В будущем этот источник доходов в принципе может работать наравне с нефтью и газом. Это очень важно. И второе — там серьезные природные ресурсы. Уже началось их освоение. Я немного сомневаюсь, какого уровня технологии применяются на Приразломной и других — соответствуют ли они самым-самым последним разработкам. Но, думаю, что мировые специалисты это знают. Не видел, какие они дают оценки по технике добыче, безопасности, и обоснованы ли озабоченности Greenpeace — это нужно изучить. Но то, что происходит в отношении мирных демонстрантов, — это беспредел, бесчеловечно.
Вчера вечером трое участников акции Greenpeace на «Приразломной» — фотограф Денис Синяков, журналист Андрей Аллахвердов и врач Екатерина Заспа — были освобождены, правда, лишь трое и под необоснованно высокий залог. Однако большинство по-прежнему находится в тюрьме. Все эти люди должны быть немедленно освобождены.