Нет никаких сомнений, что Андрей Воробьев победит на выборах губернатора Подмосковья. Победит с разгромным счетом. Столь же очевидно, что партия «Единая Россия» попытается использовать впечатляющий успех одного из своих недавних лидеров для реванша — партии власти необходимо возвратить утраченные позиции.
Но это будет только краткий пропагандистский успех. Не более того. И сам Андрей Юрьевич, и его ближайшие соратники понимают, что партия исторически обречена. Владимир Путин потерял к ней интерес, а ее нынешний председатель Дмитрий Медведев точно не вытащит ее из пропасти. И как только правительство с премьером будет отправлено в отставку, «Единая Россия» прикажет долго жить. Заметьте, Андрей Юрьевич, объявив о своем выдвижении от партии власти, в процессе выборов старался не вспоминать о своей партийной принадлежности. На агитационных билбордах, развешенных даже в самых отдаленных уголках Подмосковья, вы вы не увидите партийной символики. Хотя есть угроза, что медвежий логотип все-таки навредит Воробьеву. Избиратель, зайдя в кабинку, обнаружит его напротив фамилии главного соискателя в избирательном бюллетене. И многое вспомнит. Однако «Единая Россия» сделала главное: позволила преодолеть муниципальный фильтр.
Прочим не так повезло. Власть перестаралась: 111 подписей муниципальных депутатов для претендента на пост мэра Москвы и в три раза больше для кандидата в губернаторы — неодолимое препятствие. Пришлось проколупать две дырочки, дабы вовсе не превратить выборы в потешные бои. Одну для Геннадия Гудкова — на губернаторских, другую для Навального — на выборах мэра Москвы.
Впрочем, польза для власти налицо: никто из серьезных претендентов, понимая бесполезность усилий, не предпринял даже попытки побороться за место хозяина Подмосковья. Ни одна из парламентских политических партий не выставила своего трибуна. Даже коммунисты, которые вполне бы могли представить КПРФ харизматичным, успешным аграрным бизнесменом Павлом Грудининым. Могу предположить, что если Зюганову была дана соответствующая команда из Кремля, то соломки они явно перестелили, выставив безликого Черемисина.
При всей разности наших политических взглядов испытываю к директору Совхоза имени Ленина глубочайшее уважение. Более того, считаю, что он, демонстрируя свою политическую принадлежность к КПРФ, просто дурачится. А может, исходит из принципа «лучше быть первым в Галиции, чем вторым в Риме».
Что же касается несистемной оппозиции, в Кремле понимали, что победа Воробьева над откровенно кукольными персонажами будет стоить немного. А потому в последний момент решено было подарить регистрацию Гудкову. Сказать, что в результате этих действий губернаторские выборы обрели конкурентность и стали легитимными, нельзя.
Да, изгнание Геннадия Владимировича из «Справедливой России» укрепило его оппозиционность. И выдвинули его вполне революционно: 6 мая с броневичка на Болотной Сергей Митрохин обратился к площади с предложением считать единым кандидатом от оппозиции и «лично от''Яблока''» Геннадия Гудкова. Толпа нестройно прокричала «Ура!», и дело было сделано.
Понятно, однако, что рассчитывать на серьезный ресурс Гудков не мог: «Яблоко» бросило все силы на мэрский заезд Сергея Митрохина. Поэтому кампания Гудкова совершенно незаметна и он, подобно Венечке Ерофееву, пошел агитировать по вагонам подмосковных электричек.
Приветствую и всячески одобряю Геннадия Владимировича: хорошая тренировка политических мускулов. Но к серьезной кампании в Подмосковье это не имеет никакого отношения.
Вернемся к главному герою.
Разгромный счет победы ослабит Воробьева. Его 75 или 80% с точки зрения легитимности выглядят куда менее убедительно чем 50% + Сергея Собянина. А уж если на мэрских выборах случится второй тур и Собянин его выиграет, то он точно переплюнет Воробьева. Если вспомнить извечное негласное соперничество мэра Москвы и губернатора Подмосковья, то больший политический вес безусловно останется за тем, кто прошел более конкурентные и ожесточенные выборы.
Заложенный порок легитимности губернаторских выборов отчасти компенсируется программой Андрея Воробьева: «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Она не в пример лучше и конкретнее, чем у любого из претендентов на пост мэра Москвы. Но чтобы выполнить ее, молодому губернатору необходимо будет довести доходы консолидированного бюджета до одного триллиона рублей. Не лишне напомнить, что в этом году удастся собрать всего 470-480 миллиардов.
Как установил в свое время Михайло Васильевич Ломоносов, «...ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте».И если полтриллиона рублей прибудет в бюджете области, то столько же должно убыть из карманов чиновников. Чтобы мобилизовать такие огромные деньги, Воробьеву предстоит наступить на хвосты очень многим. Больно наступить. В том числе и главам муниципальных образований. Значительная часть из них будет переизбрана вместе с губернатором, чем обновит свою легитимность. При том что некоторые сидят на местах по двадцать и более лет. Сопротивляться станет не только заматеревшая подмосковная бюрократия, но и прикормленный ею бизнес. Ожесточенно сопротивляться. Вспомните, сколько гулял по буфету во всяких там Монте Карло беглый министр финансов Подмосковья Алексей Кузнецов. Как вы думаете, без прикрытия со стороны силовиков ему бы это удалось?
Воробьев, обозначив предельно четко свои обещания, подпалил за собой мосты. Если необходимый триллион не собрать, то все заявленные планы о 200 тысячах рабочих мест, о строительстве детских садов, о создании современной индустрии переработки мусора повиснут в воздухе.
При этом надеяться на серьезную поддержку из федерального бюджета не приходится. Экономика стагнирует. А если очистить данные от статистических манипуляций, то обнаружится, что в ряде ключевых отраслей и вовсе наблюдается рецессия. Несколько дней назад во Владивостоке Владимир Путин объявил о сокращении государственных расходов более чем на один триллион рублей. И это — только начало. Так что при всей любви к Андрею Юрьевичу в Кремле рассчитывать на помощь федерального центра ему не следует.
Между тем, до 2017 года на территории московской агломерации планируется ввести в эксплуатацию 23 млн кв. метров нового жилья. Сюда гарантированно прибудут еще 1 200 000 – 1 300 000 человек.
Наряду с мусором главным инфраструктурным ограничением является транспортная проблема. Поставлена задача к 2018 году построить Центральную кольцевую автодорогу — ЦКАД. Она должна создать новый пояс экономической активности. 520 километров, 8 полос, 72 развязки! Каждый год необходимо строить по 120 километров современного автобана. Заявленная смета проекта — 330 млрд рублей. Бюджетных денег в этом проекте всего 70-80 миллиардов, остальное должно быть привлечено по концессионным соглашениям.
Если учесть, что у нас смета никогда не равна реальным расходам, а строительство магистрали совпадет с безумными тратами на чемпионат мира по футболу 2018 года; если принять во внимание нарастающий отток капитала и снижение прямых инвестиций — согласитесь, это задача, которая потребует от команды Воробьева особого политического и профессионального мастерства.
Успех Андрея Юрьевича может быть обеспечен созданием абсолютно других правил игры на территории вверенной ему области.Ему предстоит отучить подмосковное чиновничество от укоренившихся навыков приватизировать прибыль и национализировать убытки.И здесь не обойтись публичной политической риторикой. С первого дня губернаторства придется подкреплять ее реальными делами.
Теперь что касается образованного класса.
На территории Московской области находятся 8 из 15 муниципальных образований, имеющих статус наукограда в Российской Федерации. Моя рабочая гипотеза, что там результаты выборов окажутся куда более скромными. Завоевывать доверие у самой образованной части подмосковного избирателя придется уже конкретными делами, в том числе и позицией губернатора по отношению к реформе РАН. И здесь брать под козырек правительству, как это будут делать его однопартийцы в Государственной думе, не надо. Из политической целесообразности лучше грубо нарушить партийную дисциплину и выработать свое отношение к скандальному закону.
Андрею Воробьеву и его команде предстоит зажелезнеть. Подчеркиваю: не забронзоветь, а зажелезнеть. Надо научиться стоять. И тогда есть шанс, что программа «Наше Подмосковье. Приоритеты развития» будет выполнена. По-другому преодолеть порок легитимности не удастся.