Реформа РАН
23 ноября 2024 г.
Верной дорогой идете, товарищи!..

ИТАР-ТАСС

Итак, свершилось.

Минкульт официально признал, что убийство Российского института истории искусств – штука не случайная, а тщательно продуманная и успешно осуществленная. Проделанная, иными словами, отнюдь не горе-исполнителями по святой наивности и малограмотности, а в полном соответствии с планом. Покуда научное сообщество с выпученными от ужаса глазами наблюдало, как буквально на улицу выгоняют ученых, взамен набирая откровенных дармоедов с огромнейшими окладами, как ликвидируется масса научных направлений, а в коллективе ведется ничем не прикрытый подкуп и растление слабых, Минкульт радостно потирал ручки.

О чем свидетельствует утверждение на посту директора РИИИ госпожи Ольги Кох, ровно год осуществлявшей разгром института с полного одобрения поставившего ее на это место Владимира Мединского. Хотя утвердить ее на этом посту – все равно что сделать директором математического института человека, знающего таблицу умножения до «трижды три».

О, Владимир Ростиславович, великий поборник нетленных национальных ценностей, клятвенно обещавший ничего и нигде в культуре не рушить, а заниматься исключительно делами добрыми и светлыми, направленными на формирование соответствующего имиджа России в глазах мирового сообщества! То бишь, в переводе на русский язык, занятому размышлениями на тот предмет, как бы этому самому сообществу посильней втереть очки, дабы оно и впредь пребывало в розовых снах. Происшедшее в Зубовском как нельзя лучше отображает психологический портрет нынешнего Минкульта, а следом за ним – и кое-чего в государстве.

Итак: прежде всего плюем как на законы, так и на решения судов. С высокой-превысокой колокольни. Пускай таковые, т. е. суды, предписали незаконно уволенных ученых восстановить, что подтвердила и Государственная инспекция труда, а следом за ней и Генеральная прокуратура РФ. Они предписали – а мы их снова уволим! На другой же день, чуть заявятся, бледные и прекрасные, у порога. Ничего, голубчики, будете знать, как по судам бегать. Мы из вас небось юшку выжмем. Закаетесь в правовые инстанции соваться.

На науку плюем тоже, с истинно шариковской злобностью и мстительной подлостью. Библиотеку закрываем (якобы на проверку фондов), на тех, кто собрался поработать в других библиотеках, составляем акты об отсутствии на рабочем месте. А нечего книги подозрительные читать в рабочее время! Ишь, грамотеи, интеллигенция недорезанная. Почуяли волюшку!.. Ничего, усмирим. Иосиф Виссарионович, вечная ему память, не таких еще ломал. Пусть Донцову с Устиновой лучше читают. Благо лежат на каждом углу.

О собственных обещаниях помним не дольше, чем о прошлогоднем снеге. Или еще меньше. Едва институт покинул один из высокопоставленных минкультовцев, клятвенно, едва ли не слезно обещавший никого больше не увольнять, ибо в институте того и гляди останется одно начальство да охрана, как на другой же день издается новый приказ об увольнении очередного – разумеется, молодого и перспективного – ученого. 26-летнего. Под аккомпанемент душеспасительных разговоров о том, что увольняем исключительно и только пожилых и к научной работе не способных. И никого больше, ну честное-пречестное слово.

О концепции развития института, отсутствие которой неустанно ставили прежнему руководству в вину, и не вспоминаем. Будто и речи о ней никогда не шло. Ну да, ее составили, Минкульту выслали вовремя, над ней трудился весь институт. Положите ее теперь… ну, сами догадайтесь куда.

Взамен письма в защиту бывшего директора Татьяны Клявиной, с внушительным списком подписантов (более 600 человек), ознакомиться с которым в интернете могут все желающие, будем оперировать письмом в поддержку Ольги Кох, какового никто не видел. Слегка ошарашенные сотрудники выразили скромное, но законное желание ознакомиться с последним, закономерно опасаясь, не вставлены ли туда их имена без их же ведома, но на письмо наложено жесткое табу. Таинственное произведение эпистолярного искусства и послужило, скорее всего, основанием для утверждения Кох директором института.

Переводя сказанное на язык великого Райкина, запустим обществу очередную дурочку,

а под шумок свернем шею всей российской гуманитарной науке. Сошло ведь с рук Минкульту полное уничтожение Института культурологии в Москве, равно как и хитрые манипуляции с увольнением директора Музея кино, виднейшего киноведа Наума Клеймана. Это раз. Наворотим такое количество вранья, что сам Геббельс с Риббентропом обзавидуются. Это два. Припудрим это изделие пламеннейшими уверениями в совершеннейшем почтении к демократии, законности и правопорядку (читай – к миру, добрососедским отношениям и уважению территориальной целостности). Это три. Подлость, подлог, злобу, фальсификации сделаем подножием бурной деятельности на ниве прогресса и просвещения. Растлим слабых. Убьем умных и высовывающихся. Походит Коперник и без глаз, а Цицерон без языка. Поменьше умничать будут. Это четыре. Где-то, впрочем, мы про это уже читали. Забыла только название.

…А потом, когда в очередной раз окажемся в зловонной яме, виноват будет, ясен перец, тлетворный Запад. Или Госдеп. Или слегка подзабытые масоны с сионистами. Или еще какое идолище поганое, с головой с пивной котел, а носищем как каленая стрела. И будем дружно махать руками, как мельница крыльями: о, где ты, великая русская духовность? Где ты, всемирная русская отзывчивость? Где человеческая порядочность, наконец, вкупе с умом и совестью, окончательно Россию покинувшими? Куда ученые подевались, будто сговорившись? Чего это от нас все в мире шарахаются, как от прокаженных?

А вот потому и шарахаются, что верной дорогой к преисподней мы шагаем. Куда нас тянет с неудержимой силой, как караван слепых.

«Я словно воочию вижу, как над этой частью земного шара реет тень смерти», написал когда-то желчный маркиз де Кюстин.

Не дай Господи.


На фото: Россия. Санкт-Петербург. 9 июля 2013 года. Во время митинга на Марсовом поле за сохранение Российского института истории искусств.

Фото ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский













  • Анна Дыбо: Скорее всего продолжается старая аппаратная игра, или спецоперация, являющаяся, в конечном итоге, рейдерским захватом.

  • АБН: На прошлой неделе академик Владислав Панченко попросил отложить выборы главы РАН на полгода и за это время описать в уставе более прозрачную процедуру.

  • Dmitry Zagubny: Ну как же, такие деньги и частично мимо "Озера", непорядок! Не могу подобрать приличных слов

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Академики добились уважения власти и проиграли сами себе
2 ОКТЯБРЯ 2017 // ОЛЬГА ОРЛОВА
26 сентября директор Института прикладной физики РАН Александр Сергеев выиграл выборы президента РАН с очевидным перевесом над соперниками. Уже на следующий день его утвердил в выбранной должности Владимир Путин. Тем самым была подведена черта почти детективной истории, которая завершилась победой академиков во всех смыслах. Они выбрали «своего» президента и «свой» президиум. Но хорошо ли это? История выборов президента РАН выходит за рамки кадровых академических перестановок. Поэтому ее подробности важно знать не только тем, кто следит за российской наукой.
Владимир Путин обиделся на академиков и все им ущемил
21 МАРТА 2017 // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Сегодня какой-нибудь профильный клерк в АП просматривает заголовки статей и ухмыляется: «Скандал вселенского масштаба», «Колоссальный скандал», «Академикам запретили выбирать». «Какие же они трепетные эти наши генералы науки, раскудахтались-то как, — недоумевает наш клерк. — А всего-то — перенесли на несколько месяцев выборы президента. Подумаешь, несчастье…» Действительно, «ведь не в тюрьму и не в Сучан, не к высшей мере, и не к терновому венцу колесованьем, а как поленом по лицу — голосованьем»… Впрочем, голосованья-то как раз и не было. Его отменили по настоятельной просьбе вышестоящей организации.
Прямая речь
21 МАРТА 2017
Анна Дыбо: Скорее всего продолжается старая аппаратная игра, или спецоперация, являющаяся, в конечном итоге, рейдерским захватом.
В СМИ
21 МАРТА 2017
АБН: На прошлой неделе академик Владислав Панченко попросил отложить выборы главы РАН на полгода и за это время описать в уставе более прозрачную процедуру.
В блогах
21 МАРТА 2017
Dmitry Zagubny: Ну как же, такие деньги и частично мимо "Озера", непорядок! Не могу подобрать приличных слов
Мединский и Институт наследия
30 ИЮЛЯ 2016 // БОРИС КОЛЫМАГИН
Российская наука оказалась в системном кризисе. Действия «эффективных топ-менеджеров» способствуют ее деградации. Их прессинг затронул не только академические сферы, не только Минобрнаки, но и ведомство господина Мединского. Об этом свидетельствует, в частности, ряд скандальных увольнений в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия, находящегося в ведении Минкульта.
Научпоп как зона внутренней эмиграции
24 ФЕВРАЛЯ 2016 // ОЛЬГА ОРЛОВА
Премия Министерства образования и науки «За верность науке» вручается лучшим популяризаторам всего второй год. Но даже за этот короткий срок в области научпопа произошло столько взаимоисключающих вещей, что само по себе выводит эту область за рамки традиционной специализированной журналистики. Научная журналистика и научно-популярные проекты и акции стали настолько заметным явлением в нашей интеллектуальной среде, что к ним обратились даже те, кто далек от сферы науки. В течение одного года сначала Дмитрию Зимину, основателю фонда «Династия», министр образования и науки вручает специальную премию за меценатство и поддержку науки, а через девять месяцев фонд, проработавший с невероятной эффективностью десять лет, закрывается в связи с присвоением ему Минюстом статуса иностранного агента. А еще через месяц на церемонию премии «Просветитель», основанную тем же Дмитрием Зиминым, собирается оппозиционный бомонд.
Реформа без бенефициара
8 ИЮНЯ 2015 // ОЛЬГА ОРЛОВА
Реформа науки, объявленная летом 2013 г., только теперь началась по-настоящему. Министерство образования и науки и Федеральное агентство научных организаций подготовило пакет документов, который в корне изменит научный ландшафт России. Количество ученых сократится в три раза, а последним «камикадзе» будут давать задание чиновники. Об этом говорили участники Третьей конференции научных работников, прошедшей в Москве. Все началось в июне 2013 года, когда правительство представило проект закона о Российской академии наук, который вызвал шок даже у самых активных сторонников реформы.
Российская наука: жизнь после реформы РАН
27 МАРТА 2014 // ИГОРЬ ХАРИЧЕВ
Российская наука, несмотря на все старания чиновников, еще существует. Можно сказать, что пациент скорее жив, хотя условия для его существования весьма неблагоприятные. Да, престиж ученого у нас недопустимо низок, однако остались люди, для которых научный поиск представляется самым важным делом. Именно научное сообщество думает о том, как спасти отечественную науку. И единственный плюс от крайне сомнительной реформы Российской академии наук, отдавшей научные институты под полное управление чиновников, это то, что реформа сплотила научное сообщество, заставила действовать в непривычной сфере, близкой к науке, но наукой не являющейся — создать общественную организацию, отстаивающую интересы ученых и отечественной науки.
Из всех искусств важнейшим для нас является «продать»
20 ФЕВРАЛЯ 2014 // ЕВГЕНИЯ ХОДОРОВА
А что, у кого-то есть на этот счет сомнения? Отбросьте их. У лиц, приставленных опекать отечественное искусство, а заодно и науку о нем, иных задач, нежели продать и продаться, теперь нет. Ну разве что еще, по давней-предавней привычке, солгать, оболванить и кинуть. Скорбные голоса тех, кто смеет роптать и напоминать об иных его целях, не измеряемых в рублях/долларах/евро, тонут во мраке, сгустившемся отнюдь не над одним конкретным театром, институтом либо городом — над страной. Которая пока что, скорее всего, и не осознает, на краю какой бездны стоит. И какими последствиями чревато дело вроде бы сугубо локальное — разгром всех пяти искусствоведческих институтов в Москве и Санкт-Петербурге и Академии русского балета.