С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Открывшийся в Санкт-Петербурге Международный экономический форум — это вам не Государственная дума, которая, как мы помним, «не место для дискуссий». Тут, на ПМЭФ, все по-взрослому. И диапазон суждений, прозвучавших в первый же день, широчайший. То г-н Силуанов, от отчаянной храбрости или храбрости отчаяния заговоривший о себе во множественном числе, заявит, что «мы видим, что стабилизируется инфляция, снижаются ставки, восстанавливается потребительский спрос». То г-н Кудрин возразит, что-де«российская экономика сейчас в середине шторма. Были сказаны слова, что мы находимся на излете кризиса, но второй квартал покажет, что это не так». То ...
Банк России ставки снижает гораздо осторожнее, чем от него ждут даже в правительстве. После последнего заседания 15 июня, в ходе которого ставка была снижена на 1 процентный пункт, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев раскритиковал ЦБ, заявив, что действовать надо более агрессивно. Но агрессивно действовать ЦБ боится, поскольку может спровоцировать очередной обвал рубля и панику на рынке. Ведь ЦБ еще и скупает валюту на рынке, официально объявив о желании вернуть уровень международных резервов к полутриллиону долларов. В результате золотовалютные резервы растут, а ставки по кредитам снижаются гораздо медленнее, чем могли бы.
Глава кремлевской Администрации Сергей Иванов назвал возможную отмену российских ответных санкций в отношении западных стран «ударом в спину» отечественным аграриям. Так что, по мнению Иванова, «лучше бы нам подольше пожить в режиме санкций – антисанкций». В подобном духе всю неделю высказывались практически все российские чиновники высокого ранга. Путин рассказал итальянцам, как они страдают от «санкционной войны» с Россией, а на вопрос об отношениях с «большой семеркой» ответил, что отношений никаких нет, да и не нужны они нам, поскольку «семерка» — никакая не организация, а просто «клуб по интересам». Так, собираются лидеры ведущих стран чаю поить, попьют – и по домам разъезжаются.
Вектор движения хороший и правильный, хотя пока что делаются только очень робкие шаги. С другой стороны, ЦБ не может позволить себе резких движений, все ждут от него снижения ставки, при том, что сейчас она уже ниже, чем реальная инфляция и очень быстрое понижение имеет риск инфляцию дополнительно «разогнать». Но с точки зрения снижения нагрузки от потребительских кредитов — это решение, конечно, хорошее, которое поможет, прежде всего, тем, кому надо рефинансировать кредиты, а население сейчас закредитовано со страшной силой. Особенно приятно будет обладателям ипотечных кредитов. Но мы не почувствуем эффекта завтра...