С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Корпорация General Motors объявила о полном уходе из России марки Opel и массовых моделей бренда Chevrolet. Завод GM в Санкт-Петербурге будет законсервирован, а работникам предложено по семь окладов за увольнение по собственному желанию. Сборка Opel и Chevrolet на предприятиях группы ГАЗ и калининградском «Автоторе» прекратится. Запущенное еще в 2002 году СП «GM-АвтоВАЗ» продолжит работу, но запуск производства нового поколения Chevrolet Niva отменяется. Компания прекращает инвестиции в рынок «с неясной долгосрочной перспективой». По сути, стратеги из GM пришли к выводу об отсутствии перспектив развития в России среднего класса.
Кризис — честный парень. На наших глазах разваливается безупречная бизнес-модель, выстроенная руководителями «УралВагонЗавода» при третьем восшествии Владимира Путина. Модель эта незамысловата и эффективна: постоянная демонстрация неизбывной любви «простых трудящихся» к главному начальнику страны в обмен на постоянно растущий госзаказ все равно чего. Началось все в момент предвыборного телеобщения с народом Путина-кандидата. Трижды в ходе телебдения слово получали представители монопольного производителя танков. Смысл их речей был чрезвычайно прост: царь-батюшка, мы за тебя хоть в огонь, хоть в воду. Но ты уж войди в положение, прикажи упрямому Сердюкову покупать наши танки.
В общем, более или менее ясно, что за обвал рубля кто-то должен ответить. Поскольку российский рубль, разумеется, сам по себе рухнуть не мог. И уж точно не из-за таких смешных причин, как застой в экономике, международные санкции, ответные меры российского руководства и т.д. Понятно, что был чей-то злой умысел. Бастрыкин явно намекает на фактическую диверсию в отношении национальной валюты. Причем, диверсию, которая сопровождалась незаконным обогащением пока неустановленных лиц. Но это – пока… Словом, на месте главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной я бы уже явился с повинной и дал признательные показания. Пока не поздно…