С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Среди многочисленных экспертных дискуссий на прошедшем недавно в Москве Гайдаровском форуме разговор о судьбе капитализма выглядел, наверное, самым провокационным. И это несмотря на то, что вели его, в основном, западные ученые. Ну, какие могут быть альтернативы – социализм? Исламское государство со своей специфической экономикой? Конечно, нет. Но проблемы загнивающего, по Марксу, строя налицо. И профессор Йельского университета Иммануил Валлерстайн перечислял их не спеша, растягивая слова: «финансовая неразбериха», «конец времени бесконечного накопления капитала», «рост безработицы», «экологический коллапс». Методологически Валлерстайн марксист.
Два знаковых события произошли на уходящей неделе. Во-первых, это, конечно, Гайдаровский форум, в рамках которого несколько влиятельных провластных экономистов – Алексей Улюкаев, Герман Греф, Антон Силуанов и даже сам Дмитрий Медведев – набрались смелости и бросились противоречить главному начальнику страны. Владимир Путин, если кто помнит, призывал сограждан потерпеть год-два до следующего подъема нефтяных цен. И вот теперь экономисты его величества в один голос заявили: эпоха экономической халявы завершилась навсегда. Так хорошо, как было, уже никогда не будет. Надо приучаться жить в условиях низких нефтяных цен. И это должно заставить государство освободить бизнес от своей опеки.
Министры привыкли решать каждодневные проблемы по мере поступления. Судя по всему, они, хотя бы подспудно, ждут возвращения цен на нефть до уровня как минимум 70 долларов за баррель. Но когда нефть реально стоит 40долларов, то уже пора что-то делать, и лучше начать это делать раньше. Иначе всё сведётся к тому, что мы просто будем проедать резервы, пытаясь сохранить несоразмерные нашим возможностям программы перевооружения и социальные обязательства.Не так давно Путиным был подписан мораторий на перечисление денег независимым пенсионным фондам. При этом власть говорит, что нам нужны «длинные» деньги...
На проходящем в Москве Гайдаровском форуме несколько высокопоставленных деятелей устроили своеобразный бунт на коленях, рискнув возражать самому Владимиру Путину. Три недели назад в ходе пресс-конференции главный начальник поведал россиянам, что экономические трудности не вечны, что максимум через два года неизбежно произойдет отскок и цены на нефть резко пойдут вверх. И вдруг люди, отвечающие за экономическое положение страны, начали говорить нечто прямо противоположное. Сам глава правительства Дмитрий Медведев заявил: «Условия и требования к нашей экономике становятся принципиально другими, их невозможно "переждать"».