С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
За несколько часов до начала оглашения Послания Путина Федеральному собранию на сайте Банка России появилось официальное сообщение, в котором ЦБ признался в проведении интервенций на валютном рынке, обосновав их тем, что «текущий курс рубля существенно отклонился от фундаментально обоснованных значений». Регулятор усмотрел в этом угрозу финансовой стабильности и предпосылки к «формированию устойчивых девальвационных и инфляционных ожиданий». В случае необходимости Банк России готов и в дальнейшем совершать валютные интервенции без ограничений по объему и предварительного объявления.
В ходе своего визита в Турцию Путин объявил об окончательном отказе от реализации проекта «Южный поток», на который Газпром потратил уже 4,66 миллиарда долларов. Путин сослался на противодействие Еврокомиссии и отсутствие разрешения болгарских властей. Вместо развития европейского направления Россия, по словам Путина, «перенацелит потоки энергоресурсов на другие регионы мира, в том числе с помощью продвижения и ускоренной реализации проектов по СПГ». Глава Газпрома Алексей Миллер пообещал вместо «Южного потока» проложить еще одну трубу в Турцию и поставлять газ на юг Европы через пункт сдачи, который будет организован на границе Турции и Греции.