С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Минэкономразвития пересмотрело в худшую сторону прогноз социально-экономического развития страны на ближайшие три года. Практически все показатели (кроме инфляции) снижены. Экономический рост на этот год опустился до уровня статистической погрешности – 0,5%. Реальные зарплаты во втором полугодии снизятся, а в следующем году останутся практически неизменными. Зато цены в этом году вырастут на 7-7,5% вместо планировавшихся ранее 6%. В 2015 году инфляция должна составить 6-7% по сравнению с 5% из предыдущего варианта прогноза. Минфин, которому на основании этого прогноза предстоит верстать бюджет, считает цифры Минэкономразвития неоправданно завышенными.
Тезис о постепенном сползании России к своему закончившемуся весьма драматично советско-имперскому прошлому повторялся уже неоднократно. И российские власти с завидной регулярностью поставляют все новые факты, этот тезис подтверждающие. Самый свежий пример — титанические усилия главы кабинета Дмитрия Медведева, направленные на ликвидацию последствий решения его патрона Путина ввести запрет на длинный перечень сельскохозяйственной продукции из стран, присоединившихся к санкциям против России. В ответ на рост цен и постепенно пустеющие прилавки Медведев поручил правительству подготовить новую Продовольственную программу.
Правительство решило и в 2015 году не перечислять пенсионные накопления граждан в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Министерство финансов оценивает замороженный объем потенциальных поступлений в НПФ в будущем году в 900 миллиардов рублей за 2014 и 2015 годы, из которых около 700 миллиардов рублей могли бы быть вложены в корпоративные облигации, а 200 миллиардов лежать на банковских депозитах. Это будет стоить российской экономике один процент роста. Изъятие пенсионных накоплений вписывается в общую логику происходящего. С начала года страна фактически живет по законам военного времени...