С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Всего несколько недель потребовалось российской власти, чтобы обнаружить, что туристический бизнес близок к коллапсу. «У нас просто обвал какой-то случился на рынке, такого я не помню за всю историю», — сказал премьер, обращаясь к вице-премьеру Дмитрию Козаку и временно исполняющему обязанности главы Ростуризма Олегу Сафонову. В течение последнего месяца сразу несколько крупных турфирм прекратили свою деятельность. «Обвал», как выразился премьер, начался после того, как 16 июля объявил о прекращении работы один из старейших российских туроператоров — «Нева». Затем перестала работать компания «Роза ветров — Мир». Потом оператор «Экспо-тур».
В последние годы социальная политика не была сформулирована в каком-то конкретном документе. Фактически, все ориентировались на путинские указы от 7 мая 2012 года, где затрагивались «меры по реализации» социальной политики, а также на трёхлетний федеральный бюджет. Но уже год назад стало понятно, что для выполнения обещаний Путина, например, по радикальному повышению зарплат бюджетникам, повышению уровня пенсий или по улучшению здравоохранения и образования, нет ресурсов. Экономика стала тормозить, а чем ниже экономический рост, тем меньше и темп роста поступления налогов в бюджет.
Минэкономразвития представило два сценария развития российской экономики – плохой и более вероятный – очень плохой. Причем оба не учитывают возможности расширения санкций со стороны США и ЕС. На этот случай есть чрезвычайный сценарий, обнародовать который никто не торопится. Видимо, чтобы не сеять панику. Но и без дополнительных санкций отток капитала вырастет вчетверо, по сравнению с предыдущим прогнозом – с 25 до 100 миллиардов долларов, доллар будет существенно дороже, а инфляция выше. Рост экономики замедлится в лучшем случае до 1,1%, в худшем – до статистической погрешности.