С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Крым уже с неделю как числится российской территорией, а правительство Дмитрия Медведева только сподобилось посовещаться относительно интеграции экономики полуострова. Курирующий Крым Дмитрий Козак до этого занимался подготовкой к Олимпиаде, что дает повод предположить, что Крым превратится в Сочи в квадрате. Особый налоговый режим для инвесторов, многомиллиардная федеральная целевая программа, а то и вовсе специальная госкорпорация, вроде Олимпстроя. Но если Сочи обошелся России в 50 миллиардов долларов, в Крыму потребуется сумма как минимум вдвое большая. Платить придется всему населению. Причем, не только ростом цен.
Эскалация украинского политического кризиса и последующая крымская авантюра грозят вылиться в катастрофу для российской экономики. Это было очевидно с самого начала. Еще до того, как Янукович отказался подписывать соглашение об Ассоциации с ЕС и киевляне вышли на площадь, российская экономика плавно, но неудержимо скатывалась к рецессии. Весь 2013 год прошел в России под знаком нарастающей паники в правительстве и ЦБ. Отток капитала остановить не удалось – ни косметическим латанием инвестиционного климата, ни кампанией борьбы с оффшорами.
Российская экономика с прошлого года переживает свои далеко не лучшие времена. В январе, еще когда о победе Майдана его участники только мечтали, в России стремительно дешевел рубль, а экономика практически остановилась. В феврале негативные тенденции продолжились, ЦБ, действуя в рамках установленных правил, перестал справляться с ростом курса рубля. Единственное, что продолжало расти ускоренными темпами — потребительская инфляция. А второго марта, после того как Путин получил одобрение Совета Федерации на ввод российских войск в Крым, надежд на восстановление практически не осталось. Паника началась еще в выходные. Население, по крайней мере, в Москве, разделилось на три неравные части...