С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Начиная с 28 декабря, посетители обменных пунктов столкнулись с неожиданной проблемой. Простого предъявления паспорта для того, чтобы купить или продать валюту, уже недостаточно. По крайней мере, если речь идет о более или менее существенной сумме — более 15 тысяч рублей. В соответствии с новым положением ЦБ, валютообменные операции требуют теперь полной идентификации клиента, такой, какую банки проводят, например, при открытии счета. Так что для того, чтобы купить или продать 200 евро или 300 долларов, необходимо заполнить подробную анкету на нескольких листах, указав место работы, сумму ежемесячного дохода и прочую информацию...
Сразу два события минувшей недели тянут на новость не то, что недели – десятилетия. И речь, понятное дело, не о традиционной пресс-конференции Путина, где традиционная ложь перемежалась с традиционной хамоватой пошлостью. Главные события, имеющие непосредственное отношение к жизни (точнее ее уровню) всех без исключения россиян, происходили в США. Практически одновременно – с разницей в один день – Комитет по открытым рынкам впервые за почти десятилетие принял решение о повышении учетных ставок, а Конгресс преодолел вето президента Обамы и проголосовал за отмену эмбарго на экспорт нефти из США, действовавшее в течение последних 40 лет.
Восстановление цен на сырьевых рынках неизбежно начнет сказываться на американских потребительских ценах, и ставки начнут расти быстрее, чем на это рассчитывают инвесторы. Что, в свою очередь, будет стимулировать новые волны оттока средств из сырьевых активов. По сути, хороших сценариев для российской «энергетической сверхдержавы», по крайней мере, на следующий год, не просматривается. Самые «пессимистичные» и «стрессовые» уже реализовываются. Конец эпохи дешевого доллара означает, что пузыри, среди которых и нынешняя путинская экономика, уже начали лопаться.