С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Лишение лицензии Мастер-Банка может спровоцировать финансовые проблемы у его корпоративных клиентов и партнеров на рынке пластиковых карт, спровоцировать отток вкладов из мелких и средних банков, вызвать кризис доверия на рынке межбанковского кредитования. В условиях, когда российский банковский сектор и без того живет в ожидании кризиса, закрытие крупного банка способно послужить началом полномасштабного финансового коллапса. В последние пару лет практически все мои знакомые при случае интересуются, скоро ли кризис и просят предупредить, когда можно будет начинать беспокоиться. Так вот, пользуясь случаем, предупреждаю: начинать беспокоиться уже можно.
У российского премьер-министра случилось очередное осеннее обострение активности, охарактеризовавшееся обильным словоотделением – как в письменной, так и в устной форме. Всего за пару дней он перед разными аудиториями дал несколько пламенных мобилизующих выступлений и опубликовал программную статью в одной из ведущих деловых газет страны.