С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
На первый взгляд, консервативный прогноз от Минэкономразвития – худшее, что может случиться с российской экономикой. Однако проблема в том, насколько корректно эксперты министерства оценивают последствия длительного периода низких цен на нефть. При реализации консервативного сценария, даже с учетом слабого рубля, бюджет уже в следующем году не досчитается 2 триллионов рублей, а в 2017 – еще 2,5 триллионов. В 2017 году окончательно будут потрачены правительственные резервы, и перед Минфином встанет весьма неприятный вопрос, чем латать дыры в государственных финансах.
Сегодня российская экономика выглядит не в пример слабее, чем даже осенью прошлого года, не говоря уже о 2008 г. Резервы постепенно проедаются. Роста на девальвации не получается из-за невозможности модернизировать производство. Импорт промышленного оборудования за последний год рухнул более чем на треть, и тенденция эта только нарастает. Да и российский рынок сжимается все более стремительно. Уже предыдущая девальвация нанесла серьезный удар по накоплениям населения. Реальные доходы населения падают, и многие с начала этого года уже успели проесть все, что было отложено «на черный день».
Вчерашние торги зафиксировали очередное резкое снижение курса российской национальной валюты. К концу дня за один американский доллар давали уже больше шестидесяти восьми рублей, а евро стоил семьдесят шесть с половиной. Сегодня даже прокремлевские финансовые эксперты и аналитики утратили оптимизм в отношении перспектив стабилизации отечественного финансового рынка. Не слышно уже и хвалебных гимнов в адрес нашего Центробанка, чью «взвешенную» монитарную политику еще совсем недавно хвалил Путин. Действительно, несмотря на ухудшающуюся экономическую ситуацию и постоянно увеличивающийся отток капитала из страны, финансовому регулятору в течение нескольких месяцев удавалось поддерживать более или менее стабильный курс рубля.