С начала года российская экономика замедляется. Минэкономразвития регулярно снижает прогнозируемый рост ВВП на этот год, а сделанное весной мрачное заявление тогда еще министра экономического развития Андрея Белоусова о том, что во второй половине года страна рискует вползти в рецессию, перестало быть просто алармистским прогнозом, превратившись в реальность. Попытки поддержать рост масштабными государственными инвестициями подрывают и без того ослабленный бюджет, однако правительство предпочитает принести в жертву не грандиозные «проекты века», вроде реконструкции БАМа и Транссиба, а социальные расходы.
Рубль остался один на один с нефтяными ценами, и россиянам остается лишь уповать на то, что дешевле Brent стоить не будет, да и ниже 50 долларов за бочку долго не удержится – отскочит. Надежда эта не слишком рациональна. Над нефтяным рынком по-прежнему довлеют «иранский фактор» и перспективы начала ужесточения денежно-кредитной политики в США. Еще один фактор, который может привести уже не к сползанию, а к обвалу рубля – ситуация на Юго-Востоке Украины. Возобновившиеся взаимные обстрелы из тяжелых вооружений могут привести к «размораживанию» конфликта, и в этом случае России грозят новые санкции, а российской национальной валюте – панические распродажи.
Спорить, достигла ли дна российская экономика или впереди новые потрясения, — занятие бесперспективное. Едва ли сегодня найдется человек, который будет отрицать, что состояние дел в России целиком и полностью зависит от цены нефти на мировых рынках, а предсказывать, как поведут себя котировки на сырьевом рынке, можно с вероятностью не более 33%: либо упадут еще ниже, либо вырастут, либо останутся на нынешних уровнях. А уровни эти неутешительны. Стоимость сентябрьских фьючерсов нефти марки Brent вернулась к январским минимумам, в очередной раз пробив психологически важный уровень в 50 долларов за баррель. Вслед за нефтью рухнул и рубль...
Аналитики Сбербанка не первыми выражают сомнения в бравурных прогнозах российских чиновников от экономики, которые весной датировали начало восстановления отечественной экономики четвертым кварталом. Конец года не сулит в этом отношении ничего хорошего. Более того, и в следующем году продемонстрировать экономический рост едва ли получится. В лучшем случае нас ожидают застой и стагнация. Так что никакого V-образного сценария – быстрого восстановления после шока и девальвации – на горизонте не видно. И списывать все на негативное влияние внешних факторов становится все труднее.