Принятый американским Конгрессом в декабре 2012 года "закон Магнитского" стал одним из главных раздражающих моментов в отношениях Москвы и Вашингтона. Закон вводит запрет на въезд в США и право на арест собственности нескольких десятков российских чиновников, причастных к мученической смерти юриста Сергея Магнитского. Отечественная власть увидела в этом законе покушение на суверенитет России. Ответом стал закон о запрещении усыновления сирот американцами, а также посмертное осуждение самого Магнитского. До поры до времени у российских коррупционеров оставалась надежда, что "закон Магнитского" будет иметь лишь символическое значение и что американская администрация, дорожащая отношениями с Москвой, не допустит его применения на практике.
Однако прокуратура Южного округа Нью-Йорка уже выдвинула первые иски.
Администрация президента США Барака Обамы отказалась от расширения «списка Магнитского», в который входят россияне, причастные, по мнению Белого дома, к смерти юриста. Об этом утром в пятницу, 20 декабря, сообщило интернет-издание The Daily Beast. Никаких подтверждений этой новости пока нет, единственный источник информации на данный момент — вышеупомянутое издание, которое якобы имеет собственные источники в Белом доме и администрации. Если государственный департамент действительно откладывает внесение доклада об исполнении «Закона Магнитского» в Конгресс, а следовательно — и внесение второго списка, то это может быть связано с рядом различных факторов.
«Список Магнитского» в Соединенных Штатах будет расширен уже в ближайшее время — в него могут попасть судьи, рассматривающие дело о массовых беспорядках на Болотной площади 6 мая 2012 года, и другие нарушители прав человека в России. Об этом заявил глава фонда Hermitage Capital Уильям Браудер. Более того, по его словам, парламентарии и правоохранительные органы европейских государств готовят принятие такого же списка Европейским союзом. Решение расширить список Магнитского, возможно, приведет к новым осложнениям. Но бывают ситуации, когда бояться, что может стать хуже, это как «в лес не ходить».