Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
Вопрос о принудительном изъятии пенсионных накоплений граждан в пользу распределительной системы решен. Эта мера позволит государству сэкономить как минимум 244 миллиарда рублей. Как минимум, поскольку четкий срок окончания «моратория» на перечисление пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам (НПФ) не определен. Все будет зависеть от того, какими темпами будут акционироваться НПФ и, что главное, насколько быстро ЦБ создаст для НПФ систему гарантирования, подобную системе гарантирования банковских вкладов. Поскольку у ЦБ нет никаких особых причин торопиться, процесс может растянуться на годы. В реальности же все будет зависеть от того, насколько государство будет нуждаться в деньгах.
Нет, друзья мои. Не какой-то креативный класс, хипстеры и интеллигенция осуществят смену режима. Это произойдет в тот момент, когда деятельно или молчаливо их поддержит так называемый «простой народ». Который до сих пор реагировал на нашу политическую жизнь довольно вяло. Потому что власть (не суть важно, каким способом) гарантировала народу кусок хлеба, колбасу, водку и прочие товары в ассортименте и пресловутую «уверенность в завтрашнем дне».
История с очередной пенсионной реформой напоминает лихо закрученный детектив. С приходом в Белый дом в мае прошлого года нового правительства вдруг оттуда пошли сигналы, что в этой сфере много проблем и их надо решать. Эксперты (а их, по большому счету, во всей нашей стране не более пары десятков) согласились.
Правительство одобрило новую пенсионную формулу, исходя из которой будут начисляться трудовые пенсии российским гражданам. Министерство труда, готовя пенсионную реформу, пользовалось концепцией, не претерпевшей радикальных изменений за последний год. В последние месяцы обсуждались исключительно детали. Единственная более или менее серьезная поправка в первоначальный план, фактически означавший возврат к распределительной пенсионной системе, заключается в том, что граждане получают право оставить распределение своих пенсионных страховых взносов в нынешнем виде.