Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
В среду вице-премьер правительства России Ольга Голодец заявила, что «накопительная часть пенсий вновь будет заморожена, поскольку трансферт Пенсионному фонду РФ не закладывается в проект бюджета». Вполне себе лукавое заявление. Понятно, что данное высказывание — классический пример, когда причина подменяется следствием. Деньги из бюджета не будут перечислены в Пенсионный фонд, потому что в очередной раз (в четвертый уже) принято решение о заморозке пенсий. А не наоборот. Впервые правительство прикарманило накопительную часть пенсионных денег граждан в 2013 году. Тогда же появился термин «заморозка».
Стоит напомнить, что три года назад мораторий на перечисление на накопительные счета граждан перечисленных работодателями денег был введен под благовидным предлогом необходимости реформировать систему негосударственных пенсионных фондов, чтобы обеспечить ее надежность. При этом правительство принялось тратить «замороженные» средства, а глава Минфина «на голубом глазу» заявил, что никакой компенсации будущие пенсионеры не получат. Самое смешное заключается в том, что премьер Медведев всего несколько дней назад громогласно заявил, что сворачивания накопительной пенсионной системы не будет, а потом весьма убедительно рассказал о ее преимуществах.
Это только на первый взгляд демографические процессы слишком растянуты во времени и корректировке не поддаются. Что касается трудоспособного населения, тут действительно предпринять что-то сложно. Зато число пенсионеров сократить – наука нехитрая. И не только при помощи повышения пенсионного возраста. Пенсии в реальном выражении уже падают, и значительное число стариков перешагнуло черту бедности. Осталось только лишить их бесплатных качественных лекарств, перестать госпитализировать, сократить число врачей, которые их лечат, прекратить закупать иностранное медицинское оборудование, и ситуация с дефицитом средств в пенсионной системе начнет выправляться гораздо быстрее, чем предусмотрено планами Минфина.