Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
Интересно, что пенсионные расходы решено резать в любом случае, варианты сокращения других расходов для балансировки пенсионной системы даже не рассматриваются. Как не рассматривается и вариант использования средств Фонда национального благосостояния, который и создавался-то изначально именно для того, чтобы обеспечивать стабильность пенсионной системы. Понятно, что Сечину с Чубайсом деньги нужнее, чем пенсионерам, но в этом случае стоило бы переименовать Фонд в Фонд благосостояния путинского окружения, чтобы у населения не было лишних иллюзий. Впрочем, вариант использования средств ФНБ был бы отсрочкой, не более. Ровно такой же отсрочкой, какими являются предложения Минфина и социального блока.
Министерство труда Российской Федерации подготовило законопроект о повышении пенсионного возраста для госслужащих с 60 до 65 лет. Минимальный стаж госслужбы, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, также поднимается с 15 до 20 лет. Обсуждение повышения пенсионного возраста впервые перешло в активную стадию с начала года, после «прямой линии» с Владимиром Путиным, в ходе которой он допустил такую возможность. В апреле премьер-министр Дмитрий Медведев предложил чиновникам начать реализацию инициативы «с себя», после чего в июне Минфин выступил уже с конкретным планом повышения пенсионного возраста, который будет реализован в 2016 году.