Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
Пенсионеров и прочих социально-незащищенных граждан правительству лучше бы оставить в покое. Вся последняя статистика весьма наглядно демонстрирует, что процесс импортозамещения, к стимулированию которого правительство приложило все силы, буксует по двум причинам – отсутствия инвестиций из-за неоправданно задранной ставки ЦБ, а также стремительно схлопывающегося потребительского спроса. Граждане, причем самые незащищенные в большей степени, уже заплатили за импортозамещение «девальвационный налог». Теперь им предлагается еще больше «затянуть пояса», чтобы ведомствам и госкомпаниям продолжало хватать ресурсов для «распила».
Власти в России так часто меняли правила игры в пенсионной сфере, что уровень доверия к какой бы то ни было пенсионной системе у граждан находится ниже нулевой отметки. Если десять лет назад люди были заинтересованы в «белых» зарплатах, то сегодня ситуация радикально иная. Cлова Медведева о том, что нам нужна предсказуемая пенсионная система, ничего, кроме смеха, не вызывают. И дело не только в том, что Медведев за годы пребывания у власти заработал стойкую репутацию ничего не решающего сотрясателя воздуха. Предсказуемая пенсионная система может быть только в предсказуемой стране. А с этим у России последние годы весьма серьезные проблемы.
Эти славные ребята все пытаются показать нам, что плывут с народом «в одной лодке», как выразился Дмитрий Анатольевич. Путин повелел переводить его зарплату в банк, попавший под санкции. Чисто герой! Не боится за сбережения, готов рискнуть. Даже не буду спрашивать, когда он в последний раз ходил с этой зарплатой в магазин. Потом путинскую зарплату вместе с медведевской и депутатской сократили на 10%. И депутаты-бюрократы по всей стране взяли под козырек — они тоже с народом. Не буду напоминать о том, как депутатский оклад вырос со 165 до 398 тысяч рублей. Не считая всех прочих благ, которые достаются не за деньги или по ценам из коммунистических мечтаний (см. меню в столовой Госдумы).