Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
В ближайшей перспективе повышение пенсионного возраста почти что невероятно. Но в то же время в рамках идущей сейчас по этой проблеме полемики постоянно будут совершаться наступления на права пенсионеров. В частности, остаётся актуальным вопрос об отмене выплаты пенсий людям, которые не уходят с работы после наступления пенсионного возраста. Правительство ищет способы сэкономить деньги. Скорее всего, именно это и станет компромиссом, потому что пойти на прямое повышение всё-таки никто не решится. Хотя шаги, которые де-факто лишают работающих пенсионеров или тех, кто только-только преодолел пенсионный возраст, безусловно, будут предприняты.
Министерство труда и социальной защиты и Министерство финансов подготовили свои предложения, направленные на финансовую стабилизацию российской пенсионной системы в условиях кризиса. В переводе на общечеловеский язык это означает, что расходы Пенсионного фонда России должны быть приведены в соответствие с его доходами. А добиться этого можно, только повышая отчисления работодателей и работников в ПФР и сокращая выплаты пенсионерам. При этом «карт-бланш» от Путина на проведение непопулярных мер (а при подобной постановке вопроса любые меры будут непопулярными) получен в ходе обсуждения антикризисной программы правительства 13 февраля.
Минфин выкинул белый флаг. Последний бастион накопительной пенсионной системы пал. Сдача Минфином Фонда национального благосостояния, а заодно и пенсионных накоплений граждан, вполне может знаменовать собой символический рубеж, отделяющий политику долгосрочного планирования «длинных» (вроде связанных с демографией) экономических процессов от политики финансового фатализма. Заложенные еще Кудриным принципы больше не актуальны. И определенная логика в этом есть. Живя в стране с непредсказуемой внешней и внутренней политикой, историей и даже территорией, глупо заглядывать дальше, чем в завтра, поскольку и оно может не наступить.