Начиная с 2014 года, российская пенсионная система вновь поменяется. Прошлая масштабная трансформация, которая изначально ставила своей целью перейти от распределительного к накопительному принципу формирования пенсий, состоялась всего 12 лет назад. Обусловленная неблагоприятной демографической ситуацией в стране, накопительная система виделась тогда наилучшим вариантом для стареющего постиндустриального общества.
Постепенность перехода была вынужденной, поскольку на работников переходного периода ложилась двойная нагрузка: им приходилось не только копить себе на старость, но и кормить людей старшего поколения, большая часть трудовых будней которых пришлась на распределительную систему. Последовавшие едва ли не ежегодные корректировки и «улучшения» от «плавного перехода» не оставили камня на камне, а пенсионную систему превратили в застывший нежизнеспособный гибрид, висящий неподъемным камнем на шее у бюджета. Многочисленные предложения использовать в переходный период нефтяные сверхдоходы государства – благо за последние полтора десятилетия недостатка в них не было – правительство проигнорировало.
В результате, когда дефицит Пенсионного фонда разросся до угрожающих для федерального бюджета размеров, было принято решение о частичном возврате к распределительному принципу. Если одним из главных достоинств существовавшей до последнего времени пенсионной системы была ее прозрачность (зная состояние своих страхового и накопительного счетов в любой момент можно было прикинуть размер заработанной уже пенсии), то новая система этого достоинства лишена. Теперь размер пенсии будет зависеть от ежегодных решений правительства. Желающие, правда, могут оставить за собой прозрачную накопительную часть, но расти за счет страховой (как это предполагалось в первоначальном варианте 2002 года) она не будет.
Для тех, кому сегодня 35-40 лет, это второе масштабное изменение правил игры, которое не только дезориентирует, но и лишает остатков веры в то, что с государством можно иметь хоть какие-то дела.
Выступая на ежегодной конференции в Высшей школе экономики, министр финансов РФ Антон Силуанов заявил о необходимости повышения пенсионного возраста. По его мнению, состоявшаяся в прошлом году пенсионная реформа не решила проблемы дефицита Пенсионного фонда. Без повышения пенсионного возраста сбалансировать пенсионную систему не получается. Единственное, чего правительству удалось достичь, конфисковав накопления граждан, — это получить несколько миллиардов долларов в бюджет, который становится все более скудным, несмотря на высокие цены на нефть. Возникает вопрос, стоило ли затеваться с непопулярной реформой, если ее основная задача так и осталась недостижимой целью.
В конце прошлого года после ожесточенных дискуссий, многочисленных поправок и корректировок очередная пенсионная реформа, одной из целей которой была балансировка пенсионной системы без повышения пенсионного возраста, прошла через Думу и стала пакетом законов. За два дня до Нового года президент Путин эти законы подписал. А через две недели министр финансов громогласно заявляет, что своей цели реформа не достигла и достигнуть не может в принципе. Не поможет ни система баллов, ни хитроумная формула, в которой никто, кроме ее составителей разобраться толком не может. Не бьется у Минфина дебет с кредитом.
Налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, который вполне вписывается в общую картину деградации и разрушения государственных институтов, отличающий современную Россию. Доверие граждан (которые вполне способны адекватно оценивать происходящее) к государственной пенсионной системе, а заодно и к самому государству основательно подорвано. Вопрос в том, может ли общество и оппозиция что-то этому противопоставить. Можно было бы, конечно, начать пикетировать Госдуму, Пенсионный фонд России (ПФР) и ВЭБ, попытаться завалить российские суды исками, придумать другие формы протеста. Однако более адекватным представляется другой ответ.