Дело «Кировлеса», по которому 18 июля 2013 года Ленинский районный суд вынес обвинительный приговор в адрес Алексея Навального и Петра Офицерова, тянется с января 2011 года. Именно тогда Следственное управление СКР РФ по Кировской области начало проверку по факту незаконных действий Алексея Навального, который, якобы пользуясь статусом советника губернатора Кировской области, убедил гендиректора КОГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева подписать договор с ООО «Вятская лесная компания» (ВЛК). Договор исполнен не был, в результате чего «Кировлес» понес убытки.
В мае того же года Навальный вместе с учредителем ВЛК Петром Офицеровым стал подозреваемым по уголовному делу, возбужденному по статье 165 УК РФ – «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
За год следствие не сумело найти ничего криминального в действиях Алексея Навального, и в мае 2012 года дело было закрыто. Однако через несколько дней волевым решением главы СКР Александра Бастрыкина дело было возоблено, причем Навальному и Офицерову инкриминировалось уже не причинение ущерба, а «присвоение или растрата в составе организованной группы в особо крупном размере».
Судебное рассмотрение дела началось еще почти через год – во второй половине апреля 2013, и после трехмесячного процесса 18 июля суд признал Алексея Навального и Петра Офицерова виновными в организации хищения имущества предприятия «Кировлес» и приговорил их к пяти и четырем годам колонии общего режима соответственно.
Суд также обязал обоих подсудимых заплатить штрафы в размере по 500 000 рублей. Прямо в зале суда Навальный и Офицеров были взяты под стражу и помещены в СИЗО Кирова. Вечером того же дня кировская прокуратура обжаловала решение о помещении осужденных под арест, и на следующий день, 19 июля, Кировский областной суд отменил это решение Ленинского суда и освободил Навального и Офицерова под подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. В конце августа защита подала в вышестоящую инстанцию апелляцию на решение Ленинского районного суда, рассмотрение которой состоялось 16 октября. Кировский областной суд изменил реальные сроки Навального и Офицерова на условное наказание.
«Почтовое» дело
И декабре 2012 года Алексею Навальному и его младшему брату Олегу официально предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании средств. В конце октября этого года следствие предъявило обвинение в окончательной редакции.
По версии следствия, братья Навальные похитили более 26 млн рублей у компании «Ив Роше Восток» и 4 млн – у «Многопрофильной процессинговой компании». Если верить материалам дела, Олег Навальный, младший брат Алексея, занимая пост замдиректора филиала «Почты России», убедил компанию «Ив Роше Восток» заключить договор на почтовые услуги с фирмой «Главное подписное агентство», созданной Алексеем Навальным. Эта фирма, считают в СКР, транспортных услуг не оказывала и оказывать не могла, а перепоручала их другой компании, которой руководил знакомый Олега Навального и чьи услуги стоили меньше.
Следователи утверждают, что похожую схему они обнаружили и в случае с «Межрегиональной процессинговой компанией». По версии СКР, в 2008 году Олег Навальный убедил МПК заключить контракты со своей компанией на услуги по перевозке квитанций, бланков и другой печатной продукции. По первому эпизоду братьям грозит до 10 лет лишения свободы, по второму – до пяти.
27 апреля при выходе из офисного центра, где ФБК арендует помещение, нападению подвергся кандидат в президенты России Алексей Навальный. Неизвестный плеснул ему зеленкой в лицо. Впрочем, «неизвестным» преступник оставался четыре дня, а «зеленкой» оказалась вовсе не «зеленка», а жидкость, к сожалению, гораздо более опасная для здоровья. Врачи диагностировали химический ожог сетчатки глаза, и последствия такой травмы могут быть весьма серьезными. Тогда и возникло подозрение, что, скорее всего, Навальному плеснули в лицо «коктейлем», одним из ингредиентов которого было весьма едкое химическое вещество.
По данным четырех источников телеканала «Дождь» в Администрации президента, Кремль запустил кампанию по дискредитации Навального. С этой целью создан специальный отдел, который будет снимать порочащие Навального фильмы, клипы и видеоигры. Руководить спецоперацией поручено лично начальнику управления внутренней политики АП Андрею Ярину. Штаб борьбы с Навальным, т.н. «внешний отдел», созданный за пределами зубчатой стены, будет курировать заместитель начальника управления внутренней политики Александр Харичев. Тоже лично. Бюджет спецоперации не оглашается. Один из источников знает, что в Кремле настроены очень серьезно и решительно.
Определенные опасения по поводу того, что, отбыв пятнадцать суток административного ареста, Алексей Навальный не сможет обрести свободу, будем говорить откровенно, все же были. Сценарий, при котором его прямо из спецприемника повезли бы на допрос по уголовному делу о событиях 26 марта, вовсе не выглядел фантастическим. Тем не менее, пока, вроде, обошлось. Десятого апреля Алексей Навальный вышел на свободу в положенный срок. Правда, не из спецприемника, в котором отбывал наказание – Навального предварительно этапировали в ОВД «Коньково». Понятно, зачем… Чтобы не получилось «торжественной встречи лидера оппозиции» с десятками журналистов...