Дело «Кировлеса», по которому 18 июля 2013 года Ленинский районный суд вынес обвинительный приговор в адрес Алексея Навального и Петра Офицерова, тянется с января 2011 года. Именно тогда Следственное управление СКР РФ по Кировской области начало проверку по факту незаконных действий Алексея Навального, который, якобы пользуясь статусом советника губернатора Кировской области, убедил гендиректора КОГУП «Кировлес» Вячеслава Опалева подписать договор с ООО «Вятская лесная компания» (ВЛК). Договор исполнен не был, в результате чего «Кировлес» понес убытки.
В мае того же года Навальный вместе с учредителем ВЛК Петром Офицеровым стал подозреваемым по уголовному делу, возбужденному по статье 165 УК РФ – «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения».
За год следствие не сумело найти ничего криминального в действиях Алексея Навального, и в мае 2012 года дело было закрыто. Однако через несколько дней волевым решением главы СКР Александра Бастрыкина дело было возоблено, причем Навальному и Офицерову инкриминировалось уже не причинение ущерба, а «присвоение или растрата в составе организованной группы в особо крупном размере».
Судебное рассмотрение дела началось еще почти через год – во второй половине апреля 2013, и после трехмесячного процесса 18 июля суд признал Алексея Навального и Петра Офицерова виновными в организации хищения имущества предприятия «Кировлес» и приговорил их к пяти и четырем годам колонии общего режима соответственно.
Суд также обязал обоих подсудимых заплатить штрафы в размере по 500 000 рублей. Прямо в зале суда Навальный и Офицеров были взяты под стражу и помещены в СИЗО Кирова. Вечером того же дня кировская прокуратура обжаловала решение о помещении осужденных под арест, и на следующий день, 19 июля, Кировский областной суд отменил это решение Ленинского суда и освободил Навального и Офицерова под подписку о невыезде до вступления приговора в законную силу. В конце августа защита подала в вышестоящую инстанцию апелляцию на решение Ленинского районного суда, рассмотрение которой состоялось 16 октября. Кировский областной суд изменил реальные сроки Навального и Офицерова на условное наказание.
«Почтовое» дело
И декабре 2012 года Алексею Навальному и его младшему брату Олегу официально предъявлены обвинения в мошенничестве и отмывании средств. В конце октября этого года следствие предъявило обвинение в окончательной редакции.
По версии следствия, братья Навальные похитили более 26 млн рублей у компании «Ив Роше Восток» и 4 млн – у «Многопрофильной процессинговой компании». Если верить материалам дела, Олег Навальный, младший брат Алексея, занимая пост замдиректора филиала «Почты России», убедил компанию «Ив Роше Восток» заключить договор на почтовые услуги с фирмой «Главное подписное агентство», созданной Алексеем Навальным. Эта фирма, считают в СКР, транспортных услуг не оказывала и оказывать не могла, а перепоручала их другой компании, которой руководил знакомый Олега Навального и чьи услуги стоили меньше.
Следователи утверждают, что похожую схему они обнаружили и в случае с «Межрегиональной процессинговой компанией». По версии СКР, в 2008 году Олег Навальный убедил МПК заключить контракты со своей компанией на услуги по перевозке квитанций, бланков и другой печатной продукции. По первому эпизоду братьям грозит до 10 лет лишения свободы, по второму – до пяти.
Так иногда случается, когда форма некоего послания настолько недвусмысленна и красноречива, что становится важнее его содержания. Может даже — содержательнее содержания. Именно это произошло с приговором Алексею Навальному и Петру Офицерову, который в минувшую среду был оглашен в одном из районных судов города Кирова. В последнее время в прессе (в том числе, разумеется, и на страницах «ЕЖа») многочисленные аналитики и эксперты высказывали разнообразные гипотезы относительно того, каким может быть нынешний вердикт. (Ваш покорный слуга тоже не остался в стороне.) Интригующих развилок в этой истории было как минимум две: пустят на выборы – не пустят, посадят – не посадят.
Судья Втюрин, что ведет нынче в Кирове второй процесс по «делу Кировлеса», в котором обвиняемыми являются Алексей Навальный и Петр Офицеров, похож на сошедшего с ума машиниста железнодорожного состава, разогнавшего свой паровоз до предела и теперь несущегося на всех парах вперед, не обращая внимания ни на семафоры, ни на попутные станции, ни на мольбы пассажиров. По решению суда слушанья отныне будут проходить ежедневно, что абсолютно не характерно для подобного рода процессов. Впрочем, в случае с Алексеем Втюриным вряд ли речь идет о неожиданно пошатнувшемся душевном здоровье — наш машинист действует строго по указаниям министра путей сообщения.