Медиафрения

В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».


все материалы сюжета
12 ИЮЛЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

После выборочного просмотра в течение минувшей недели нескольких программ российского телевидения и нескольких номеров российских газет я попробовал подвести содержание всего просмотренного-прочитанного под некий общий знаменатель, убрав из этого знаменателя сугубо пропагандистскую составляющую. То, что «Крымнаш», «Путинопятьвсесделалправильно» и «Обамачмо», — это понятно. А что еще? Какой мировоззренческий посыл несут наши СМИ аудитории? Ответ на этот вопрос получился пугающим.

На минувшей неделе тихонько подвели итоги конкурса ТЭФИ-2016. История этой премии может служить неплохой иллюстрацией того, что произошло за 22 года (ТЭФИ учреждена в 1994 году) с российским телевидением. В 90-е премию вручала Академия российского телевидения, которую возглавлял Познер. Это был совсем другой Познер, не тот, что сейчас. Тогда, в 90-е, он был совестью профессии, гуру, а также, по совместительству, эталон и камертон, по которому было принято сверять и настраивать свои профессиональные и творческие часы. Чтобы понять, что такое была ТЭФИ в 90-е и в начале нулевых, можно привести лишь один факт: у томской телекомпании ТВ2, которую недавно уничтожили, было 22 премии ТЭФИ и ТЭФИ-Регион, больше, чем у любой другой телекомпании. В состав Академии российского телевидения входили четыре представителя ТВ2.

28 ИЮНЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Минувшая неделя принесла российским пропагандистам две большие радости, по сравнению с которыми даже ощущения от игры нашей сборной на ЕВРО-2016 оказались не столь горькими. Впрочем, горечь поражения российских футболистов в значительной степени компенсировалась искренней радостью от того, что сборная Украины выступила еще хуже. Это крайне важное антропологическое наблюдение: то, как Дмитрий Киселев, например, построил в «Вестях недели» сюжет о провале сборной России на чемпионате Европы. «Сборная России заняла на этом чемпионате предпоследнее место», — сообщил Киселев с грустью. И тут же поспешил обрадовать своих зрителей: «А сборная Украины оказалась последней, они вообще ни одного мяча не забили». Убежден, что, если бы последней оказалась сборная Чехии, Бельгии или Венгрии, то Киселев не стал бы об этом рассказывать с таким удовольствием и вообще вряд ли упомянул об этом.

21 ИЮНЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Главными темами минувшей недели стали спорт и экономика. Точнее, околоспорт и околоэкономика. В первом случае речь идет о драках футбольных фанатов и недопуске наших легкоатлетов на Олимпиаду в Рио, во втором — о Петербургском экономическом форуме. Тем россиянам, которые следили по отечественным СМИ за Петербургским форумом, надо было обязательно отключить мозг, перед тем как они приступят к чтению материалов или просмотру сюжетов по этой теме. Попробуйте это сделать с включенным мозгом и вы увидите, что получится. «Мы практически преодолели спад», — доверительно наклонившись к аудитории, сообщил Путин. И пояснил, что на самом деле он ошибся, недооценив потенциал России: «Мы планировали небольшой спад экономики по концу этого года, но мы наблюдаем сейчас рост».

10 ИЮНЯ 2016, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Очередной раунд допингового скандала можно назвать битвой телеканалов. «Россия 1» против ARD. Ольга Скабеева против Хайо Зеппельта. Россия (не та, которая телеканал, а та, что государство) имеет мало причин любить телеканал ARD в целом и журналиста Хайо Зеппельта персонально. Именно с фильма, показанного этим телеканалом, начались для российского спорта те неприятности, которые могут при определенном стечении обстоятельств не позволить российской сборной участвовать в Олимпиаде в Рио, до которой, кстати, осталось менее двух месяцев. И вот 9.06.2016 ARD показывает новую серию фильма Хайо Зеппельта под названием «Секретное дело о допинге: час икс для России».

Прямая речь, 10 ИЮНЯ 2016

Антон Орехъ: Сейчас будет принято решение, которое создаст прецедент на десятилетия вперёд: может ли допинговый скандал привести к снятию с Олимпийских игр страны...

В СМИ, 10 ИЮНЯ 2016

РБК: Международная ассоциация легкоатлетических федераций «в срочном порядке» приступает к проверке фактов, изложенных в новом фильме ARD 

В блогах, 10 ИЮНЯ 2016

Андрей Мальгин: Ольга Скабеева, жена другого пропагандиста - ведущего программы "Вести" Евгения Попова. В свое время она прославилась чудовищным репортажем с "Марша против подлецов"

Начну с хорошего. Интервью — это один из самых сложных журналистских жанров. Хорошее интервью встречается так же редко, как алмаз чистой воды в толще горной породы. На минувшей неделе было как минимум два хороших интервью, главное достоинство которых в том, что журналистам удалось «раскрыть» героя, показать его публике таким, какой он есть. На канале «Евроньюс» в программе «Глобальный диалог» в гостях у Изабель Кумар был Михаил Ходорковский, а 3.06.2016 гостем программы «Шустер Live» была Надежда Савченко. При всех громадных различиях между этими двумя людьми их объединяют три вещи. Во-первых, и на Ходорковского, и на Савченко в российских СМИ постоянно выливают мегатонны лживой грязи.

К стандартному списку из двух извечных русских вопросов на минувшей неделе добавился третий. «Зачем он туда залез?» — спрашивали друг друга сотрудники СМИ, эксперты и просто любознательные граждане, ошарашенные видом российского президента, стоящего в каком-то позолоченном пенальчике, больше всего напоминающем гроб, поставленный «на попа». Вид у него при этом был какой-то пришибленный. Возникало ощущение, что мужчина не вполне понимает, где он находится.