В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».
В минувшем году я опрометчиво обещал в каждой «Медиафрении» сообщать о чем-то положительном в российском медийном пространстве. Получалось не всегда, а иногда эти хорошие новости выглядели, прямо скажем, несколько вымученными и натужными. Но вот под конец года «Новая газета» напомнила о действительно замечательном событии, о подлинном украшении российской журналистики. Публикация «И кстати о погоде» от 25.12.2015 Марины Токаревой посвящена новосибирской журналистке Марии Лондон, которую «Новая» назвала «человеком года». Если коротко охарактеризовать то, что делает в новосибирском эфире эта женщина, то это аналитика Пионтковского, приправленная сарказмом Шендеровича, и спрессованная в 3,5 минутный еженедельный эфир.
В канун Нового года принято подводить итоги. И я это, вероятно, сделаю чуть позже в традиционной форме, с упоминанием основных событий, тенденций, героев и антигероев. Но в завершающей этот год «Медиафрении» хочу сказать о том, что считаю самым главным процессом года и его главном итоге. И это не те несколько войн, в которые Россия умудрилась влезть одновременно, вопреки заветам классиков военной стратегии. И не постепенное погружение в экономическую бездну. И даже не фактическую отмену права на территории страны, которую осуществили совместно Федеральное собрание с президентом, принявшие гору антиправовых законов, суды, отправляющие в тюрьму невиновных и оставляющие на свободе явных преступников и Конституционный суд, отменивший верховенство международного права в стране.
В последнее время стало очевидно, что главной жертвой государственной пропаганды стала российская власть. Ответы Путина на вопросы сотрудников СМИ на большой пресс-конференции показали, что он не просто утратил связь с реальностью, но и категорически отказывается ее обретать и не собирается хоть что-то менять в своей политике. Не будет в обозримое время никаких действий по семейству Чаек. Не слезет молодой Ротенберг с дальнобойщиков. Не позволят тюркским народам России общаться со своими этническими братьями в Турции.
Символом минувшей недели стали министры российского правительства, Силуанов и Улюкаев, которые пытались нащупать дно российской экономики и периодически то один, то другой испускали радостные крики. То Силуанов закричит, мол, все уже, нашел, вот оно дно. И тут же снизу, с еще большей глубины глухо доносится голос Улюкаева, нет, мол, то еще не дно было, так, водоросли какие-то, а вот я нащупал настоящее, истинное дно.
«Помидорами не отделаетесь» — хотя эту, вне всякого сомнения, главную фразу в Послании Путин адресовал Турции в целом и персонально Эрдогану, на самом деле она была обращена к народонаселению Российской Федерации. И это немедленно получило подтверждение в целом ряде угрожающих высказываний российских чиновников. Причем все эти высказывания были адресованы не туркам, а россиянам. Вот, например, глава Ростуризма Олег Сафронов в интервью «Российской газете» заявил: «Необходимость пляжа и моря — это во многом навязанный стереотип последних лет, который мы уже воспринимаем как собственное мнение. Наши предки, даже обеспеченные, не ездили массово на заграничные моря». Далее главный турист России призвал брать пример с американцев, канадцев и китайцев, которые в большинстве своем прекрасно обходятся без турецких пляжей.
На минувшей неделе «русский мир» сделал еще несколько шагов на пути к финалу. Во-первых, он объявил кровную месть «турецкому миру». Об этом говорили и показывали всю минувшую неделю все телевизоры Российской Федерации. Во-вторых, внутри «русского мира» произошли некоторые изменения, которые вроде бы носят косметический характер, но в действительности могут обладать значимым разрушительным потенциалом. Речь об отношении власти к протестам дальнобойщиков и об оформлении Общероссийского народного фронта в качестве еще одной вертикали власти.
Несколько медийных событий минувшей недели продемонстрировали еще раз ту пропасть, которая отделяет политическую журналистику от пропаганды и интриганства, а политику от клоунады. Российская пропаганда с восторгом растиражировала и растащила на цитаты интервью Порошенко, которое он дал Тиму Себастиану на DW. Радостное цитирование фрагментов этого интервью или даже полное его воспроизведение на многочисленных кремлевских ресурсах, от «Вестей недели» Дмитрия Киселева до интернет-газеты «Взгляд», свидетельствует о том, что это интервью воспринято как разоблачение Порошенко и его «хунты», а Тима Себастиана уже совсем скоро позовут на RT.
Позиция российских дипломатов и сотрудников СМИ после французской трагедии в точности воспроизводит классическую модель поведения рэкетира. «Не хотел платить, теперь смотри, как горит твой магазин», — объясняет правила Real Рolitik прижимистому буржуа правильный пацан. И добавляет: «А в следующий раз твой дом может сгореть, район у нас такой, что без хорошей крыши никак нельзя. Нам с тобой, братан, надо вместе держаться». И покровительственно похлопывает терпилу по субтильному плечу.
На минувшей неделе российские СМИ продолжали гордиться тем, что Путин в очередной раз был признан самым влиятельным политиком мира по версии американского журнала «Форбс». Эта реакция немного напомнила мне старенький анекдот про то, как мама-моль учит дочь тихо сидеть в шкафу и не летать днем по квартире, поскольку это опасно. На что малолетняя моль возражает: «Что ты, я вчера летала среди людей, и мне все так аплодировали!» Полагаю, что в начале 40-х годов прошлого века Гитлер тоже возглавил бы мировой рейтинг влияния. О характере влияния Путина лишний раз свидетельствует публикация в The Times, где сообщается, что в новой стратегии национальной безопасности Россия будет лидировать среди угроз, стоящих перед англичанами. Ранее Россию в качестве главной угрозы назвали США.
Пишу этот обзор на третий день после гибели рейса 9268. Президент страны, в которой произошла крупнейшая в истории этой страны трагедия, связанная с авиацией, молчит. Видимо, ждет, когда появится больше информации, чтобы его слова звучали весомо. Чтобы это было не просто сочувствие погибшим и их семьям, а назидание с выводами. В отношении оставшихся в живых. В 2004 в Беслане погибли 333 человека. Оставшиеся в живых россияне были наказаны тем, что у них отобрали право выбирать себе губернаторов и конкретных живых депутатов, заменив их списками. В рейсе 9268 погибли 224 человека. Как будут наказаны оставшиеся в живых россияне, на момент написания данной статьи неизвестно. Может, отберут загранпаспорта. Может, ликвидируют все частные авиакомпании или запретят летать на самолетах иностранного производства. А может, и обойдется на этот раз.