Медиафрения

В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».


все материалы сюжета
27 ОКТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе российские информационные войска решали три тактические задачи. Во-первых, надо было подвести хоть какой-то фундамент под внезапный взлет путинского рейтинга, который волей пославшего его ВЦИОМа взлетел до 90%. Поскольку ровно ничего значимого за минувшую неделю Путин не совершил, ни у кого ничего не украл, новой войны не начал и даже в живот никого не поцеловал (по крайней мере, публично), пришлось раздуть до размеров слона такую муху, как Валдайский клуб. Раздувание прошло успешно. Вторая задача была для российской пропаганды привычной и проходила под лозунгом «Отмоем добела черного кобеля». Одним словом, всем информационным войском превращали в ангела Башара Асада, убившего как минимум четверть миллиона своих сограждан и выпихнувшего из страны четыре миллиона.

20 ОКТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Полузадушенные и заблокированные Роскомнадзором и Генпрокуратурой «Ежедневный журнал», «Грани» и «Каспаров.ру» постоянно подвергаются кибератакам и периодически недоступны даже с помощью зеркал. Политическая аналитика в «Ъ» становится все более лоялистской, не говоря уже о холуйских жизнеописаниях Путина, принадлежащих его придворному шуту Андрею Колесникову. «Ведомости» стали осторожничать, сокращать политические комментарии и острую аналитику и заменять их более безопасными экономическими темами. Наиболее радикальные изменения происходят в российском Forbes, который был в последние годы абсолютным лидером по цитируемости среди российских журналов. Это лидерство ему обеспечивали, прежде всего, рейтинги российских богачей и данные о зарплатах российского топ менеджмента, которые журнал регулярно публиковал.

13 ОКТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе произошло два события, вызвавших прямо противоположные по вектору, но, пожалуй, сравнимые по силе чувства в той тусовке, которая густо облепила главные российские СМИ. Одно из этих событий вызвало восторг, похожий на ликование советских граждан, узнавших 12 апреля 1961 года о полете Гагарина. Так российские медиа отреагировали на залп из 26 ракет «Калибр» по территории Сирии. Для примера приведу лишь один заголовок статьи Ростислава Ищенко, опубликованной 8.10.2015 в РИА «Новости» — «Как Россия одним залпом убрала с морских просторов флот США». Начиная со среды, восторг нарастал и к воскресенью достиг апогея, который и случился в «Воскресном вечере» с Владимиром Соловьевым от 11.10.2015. Но об этом чуть позже.

6 ОКТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе российские информационные войска решали сразу несколько сложных тактических задач. Во-первых, после того как они осветили (точнее было бы «освЯтили») путинский триумф на Генассамблее ООН, после того как было сказано тысячекратно, причем еще до того, как он взошел на трибуну, что сойдет с этой трибуны наш орел в ранге не ниже рулевого планеты Земля, теперь, по законам жанра, надо повышать градус риторики и искать новые места для патриотического вылизывания.

29 СЕНТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Чтобы оценить слова и действия человека, надо сначала выяснить, на какой вопрос он отвечает и какую цель преследует. Если ошибочно приписать говорящему и действующему чужой вопрос и чужую цель, можно сделать ошибочный вывод о неадекватности человека. Так, часто, слушая речи российских публичных политиков, экспертов и сотрудников медиа, наблюдатели делают вывод, что они все только что сбежали из сумасшедшего дома. В действительности это не так, в чем легко убедиться, ознакомившись с их медицинскими картами.

22 СЕНТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе главной персоной внутри страны, оказавшейся в центре внимания российских СМИ, стал впервые за длительное время не Путин, а чиновник, находящийся на несколько пролетов ниже на иерархической лестнице. Собственно, вся история с арестом руководства Республики Коми по главе с Вячеславом Гайзером — это типичная медиа-операция, преследующая несколько очевидных целей.

15 СЕНТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В телепрограммах, подводящих итоги минувшей недели, не было блоков, посвященных Украине. Слова и отдельные реплики были, а вот привычного ада про украинский фашизм, хунту и распятый Донбасс — этого не было. Во всяком случае, основные орудия информационной войны стреляли по другим мишеням: Сирия, Молдова, единый день голосования в России. Даже про нашу экономику и медицину немного поговорили. Я обещал в каждой «Медиафрении» находить на российских медиа пространствах что-то хорошее. Ну вот, пожалуйста. Поток антиукраинской истерии переключен на режим меньшей мощности. Нет, о его полном исчезновении речи быть не может. В газетах и в интернете все продолжается. Но главные калибры перенацелены в другую сторону. 

8 СЕНТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Ну, что, отдохнули? – заботливо спросило государство. Ну, кто как, кто отдохнул, кто не успел, а в целом, можно считать, что отдохнули, - нестройно ответила популяция. Ладно, в любом случае, у вас было время, ну, а теперь все – кто не спрятался, я не виновато, - с этими словами государство передвинуло рубильник генератора лжи и ненависти с отметки «Умеренный режим» на отметку «Полная мощность». Популяция сначала вздрогнула как от удара током, немного побилась в судорогах, потом тело ее расслабленно вытянулось, остекленевший взгляд остановился на экране, из уголка рта потянулась густая струйка… Ну, понеслось! – тяжело вздохнуло государство…

1 СЕНТЯБРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Как же нам повезло, что мы живем в России! Вот бы угораздило родиться в Америке или не дай бог в Европе. С таким примерно ощущением миллионы российских телезрителей завершают просмотр вечерних новостей и переключаются на очередной сериал. Вот, например, «Воскресные вести» от 30.08.2015. Более 20 минут ведущий Евгений Попов рассказывает об ужасах, которые творит ИГИЛ, и показывает, как беженцы из стран Ближнего Востока штурмуют Европу.

25 АВГУСТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В 1821 году в российскую цензуру пришел Александр Иванович Красовский, человек, ставший символом этой самой цензуры. С его именем связано много ярких страниц в российской журналистике и литературе. Однажды, например, Красовский запретил печатать статью «О вредности грибов», поскольку, по его мнению, данная статья наносит вред православию. Вот попробуйте связать эти две сущности – грибы и православие. Уверен, что ничего у вас не получится. А Красовский сразу наложил резолюцию красными чернилами: «Грибы – постная пища православных, и писать о вредности их – значит подрывать веру и распространять неверие». Пушкин в 1836 году в письме Д.В. Давыдову писал, что благодаря Красовскому вся литература сделалась рукописною. И добавил крайне актуальную по нынешним временам мысль: «Цензура дело земское; от нее отделили опричнину, а опричники руководствуются не уставом. А своим крайним разумением».