В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».
С учетом всего недавно написанного мною по поводу происходящего на радиостанции «Эхо Москвы» в юбилейные дни можно было бы и промолчать. Но профессиональные честь и достоинство медиакритика начисто лишают меня такой возможности. Поскольку «Эхо Москвы» стало настолько важным элементом медийного ландшафта России, что 25-летний юбилей данного СМИ сам по себе является важным медийным событием, пройти мимо которого совершенно невозможно. К тому же, юбилей ведь не похороны, когда только хорошее, поэтому можно говорить относительно откровенно. Не забывая, тем не менее, что у людей праздник… Итак, «Эху» - 25. Его история в строгом соответствии с историей постсоветской России четко делится на два периода: героический - ельцинский, и не менее героический - путинский. Правда, речь идет о героизмах разного типа.
В одном из выпусков «Медиафрении» я взял на себя обязательство начинать каждый обзор рассказом о нескольких хороших новостях, случившихся за неделю в нашей стране. Но на первом же обзоре споткнулся о две проблемы. Во-первых, хороших новостей оказалось возмутительно мало. А во-вторых, немедленно выяснилось, что новости не бывают хорошими для всех: от одной и той же новости кому-то хорошо, а кого-то с души воротит. Поэтому я решил первоначальный замысел скорректировать: предварять рассказ обзором тех новостей, которые радуют наше начальство. Ведь если начальство радуется, то оно, во-первых, добреет, а значит, меньше зла может причинить популяции на подведомственной территории.
В российской медиаиндустрии на минувшей неделе развернулась битва, равной которой давно не было. Большая группа музыкальных исполнителей и продюсеров написали Путину письмо с просьбой не допустить продажи холдинга «Русская медиагруппа». Журнал «Форбс» приводит выборочный перечень подписантов, снабдив каждого двумя параметрами капитализации: певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, певцы Филипп Киркоров (№2 в рейтинге знаменитостей, доход $10,4 млн), Григорий Лепс (№3 в рейтинге, $2,2 млн), Стас Михайлов (№14, $3,6 млн), Николай Басков (№ 9, $7,4 млн), Дима Билан (№ 10, $3,8 млн), а далее уже без рейтингов и доходов: Николай Расторгуев, Анна Нетребко...
Начался август, который считается в России нехорошим месяцем, когда происходят всякие неожиданные неприятности. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что август не слишком отличается в худшую сторону от последующих месяцев. Вот, например, октябрь. За ним такой шлейф тянется, что на десять августов хватит. Впрочем, и у остальных осенних месяцев репутация не лучше. Так что зря на август наговаривают. Отличие этого августа от предыдущих в том, что если раньше ждали, что неприятности могут возникнуть внутри страны, то нынешний август гарантирует, что внутри страны будет все ровно. Популяция всем довольна и находится в полной симфонии с властью, которая едина как никогда и находится в гармонии с популяцией.
В России может появиться новый патриотический медиахолдинг. Видимо, ВГТРК, «Газпром-Медиа», LifeNews, Первый канал и «Звезда», а также «КП», «Известия» и «Завтра» были недостаточно патриотичны, а, возможно, и носили в себе зародыш измены. Зато теперь — все! Новый холдинг будет действительно патриотическим, без обмана. Он не может быть другим, поскольку его созданием занимается Владимир Киселев. Для тех, кто окончательно запутался во всех этих киселевых, это тот, кто создал фонд «Федерация» и под его вывеской организовывал благотворительные концерты с участием знаменитостей, среди которых были Вуди Аллен, Стивен Сигал и Софи Лорен...
Собирая в кучу разрозненные события минувшей недели, получивших освещение в СМИ, пытался найти объединяющее их слово. Некоторое время в моей голове между собой боролись четыре заветных слова, которые так невзлюбил Роскомнадзор, а также их многочисленные производные. Но потом всплыло иноземное слово «амок», по мере погружения в материал слово стало расти, в конце заполонило весь текст и, преодолев сопротивление автора, нагло влезло в заголовок.
Владимир Кулистиков ушел с поста гендиректора телеканала НТВ. Ушел сам. О причинах ухода говорят разное. В диапазоне от «по состоянию здоровья» до «не сошлись с «Газпром-Медиа» в цене расходов на предстоящие сериалы и шоу. Скоро узнаем официальную версию. И она непременно будет лжива. Потому что НТВ лжет. Вернее, не так. «НТВлжет». Это не оценочное суждение, а аксиома, мем, клеймо, одним словом, то, что неразрывно связано в сознании как «Пушкин-поэт», «Волга-река», «Гагарин-космос». И в появлении этого клейма основная заслуга принадлежит Владимиру Кулистикову. От двух других руководителей большой тройки российских телеканалов Кулистикова отличает абсолютная цельность натуры.