Медиафрения

В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».


все материалы сюжета
24 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Российские телеведущие любят рассказывать в эфире анекдоты. Берут пример с Путина. Путин любит изумлять иностранцев шутками ниже пояса, например, про бабушку и дедушку, или историей про первую брачную ночь, от которой Меркель до сих пор в дрожь бросает. От путинской шутки, не от ночи. У телеведущих диапазон анекдотов шире, но есть один, любимый, который практически каждый уважающий себя ведущий федерального канала хоть раз, но рассказал в эфире. Анекдот про танкистов и информационную войну. Последний раз в программе «Время покажет» этот анекдот рассказал по Первому каналу Петр Толстой. Беседа двух российских танкистов в Мариуполе, один из которых говорит другому: «А все-таки жаль, что информационную войну мы проиграли!».

17 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В сознании человека иногда образуются сферы, закрытые от осознанного восприятия. Психологи называют их «слепыми пятнами». Это те воспоминания, мысли и переживания, например, память о какой-то трагедии или о преступлении, которые могут так сильно травмировать психику человека, что это может поставить ее на грань разрушения. Усилиями российской пропаганды в такое «слепое пятно» в российском общественном сознании превращается сама Россия, проблемы которой занимают все меньше места в главных итоговых программах федеральных каналов. Россию все больше заставляют изображать купеческую дочь на выданье, дни напролет глядящую на улицу из окна, поскольку внутри собственного дома ничего не происходит, да и заняться в этом доме совершенно нечем.

10 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Когда русский патриот и державник Федор Иванович Тютчев написал «умом Россию не понять», он имел в виду величие страны. В действительности Россию понять можно, но для этого нужен иной ум, альтернативный. Дело в том, что в психиатрии есть два подхода к врожденному слабоумию, или к идиотизму. Традиционная психиатрия считает идиотов, а также олигофренов, дебилов и имбецилов больными людьми, клиническим отклонением от нормы. Другой подход у так называемой гуманной, нетрадиционной, или политкорректной, психиатрии, которая рассматривает все указанные стадии слабоумия как «альтернативную одаренность» и проявление «нетрадиционной интеллектуальной ориентации». Именно господством нетрадиционной интеллектуальной ориентации на федеральных каналах и других государственных СМИ, а также в кабинетах власти объясняется то, что происходит в стране последние годы.

3 МАРТА 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Убийство Бориса Немцова во многом прояснило ситуацию в стране и, кроме того, позволило многим публичным фигурам нарисовать свой автопортрет, сделать сэлфи на фоне трагедии. Гавриил Попов, один из кумиров перестройки и лидеров демократических преобразований в России, опубликовал в «Московском комсомольце» колонку под заголовком «Шесть гильз для ВВП». То есть автор полагает, что, стреляя в Немцова, убийца метил в Путина.

24 ФЕВРАЛЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

СМИ в последнее время все меньше нуждаются в информационных поводах, поскольку они вполне успешно производят их сами: журналисты берут друг у друга интервью, комментируют друг друга, пишут друг другу открытые письма и их в свою очередь комментируют. С одной стороны, это, конечно, порочная практика, но с другой — отражение возросшего веса медиа, благодаря чему события внутри медийного поля важны не меньше, чем то, что происходит в политике и экономике. Программа «Шустер Live», которая вышла в эфир 13.02.2015 на украинских телеканалах «24» и «112.Украина», на протяжении вот уже десяти дней остается новостью и вызывает ожесточенные споры в Украине и в России.

17 ФЕВРАЛЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Если бы какой-то человек, не знакомый с российскими реалиями, на прошлой неделе впервые посмотрел российский телевизор, он бы решил, что российские государственные медиа находятся в жесткой оппозиции к российскому президенту. Путин, вместе с лидерами Германии, Франции и Украины, вроде бы прилагает усилия для прекращения войны. Сразу после завершения минских переговоров, да, собственно, и во время самих переговоров, российские СМИ прилагают сверхусилия для того, чтобы война не прекращалась ни на минуту. Партия войны сегодня включает в себя практически всех игроков трех смежных полей: журналистского, политического и экспертного. 

10 ФЕВРАЛЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

События минувшей недели — обострение на Востоке Украины, визит европейских лидеров в Кремль, 70-летие Ялтинской встречи и нынешняя Мюнхенская конференция — выглядят как небольшие фрагменты, точечные проявления того масштабного процесса, который долгие годы шел подспудно в глубинах стран и континентов, а сейчас то тут, то там проявляется на поверхности. Речь не идет, конечно, о пресловутой борьбе однополярного и многополярного миров, эти конструкции существуют лишь в головах Путина, Лаврова и их идеологической обслуги. Мир в действительности разделился на тех, кто вглядывается в будущее, и тех, кто ищет укрытие в гробницах прошлого, пытается мумифицировать настоящее, надеясь таким способом его обессмертить.

3 ФЕВРАЛЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

История Светланы Давыдовой, многодетной матери из Вязьмы, арестованной за звонок в украинское посольство по поводу опустевшей воинской части, стала еще одним, наряду с Крымом и «Шарли Эбдо», тестом российского общества на человекообразие. Из каких-то темных щелей полезли, обвешанные паутиной, персонажи из Гоголя, а может, из Салтыкова-Щедрина. Вот следователь по особо важным делам Следственного управления ФСБ полковник юстиции Свинолуп. Лично руководил спецоперацией по аресту многодетной матери. После поимки матерой бандеровской шпионки наверняка станет генералом. Вот бесплатный «адвокат» Андрей Стебенев. Арест своей подзащитной он не глядя признал обоснованным и тут же уличил ее в том, что своих детей у нее не семь, а три, остальных она «просто воспитывает», что, естественно, в корне меняет дело. 

27 ЯНВАРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Самым ярким и наиболее широко освещенным в российских СМИ ответом на убийство французских журналистов стал объявленный миллионным (странно, что не миллиардным) митинг в Грозном, реальным лозунгом которого стали не надписи на дорогих, купленных на деньги российских налогоплательщиков шариках и транспарантах, а самодельный плакат «Я – Куаши», то есть «Я – убийца Шарли». Мир после 7.01.2015 г. действительно разделился на тех, кто «Я – Шарли», и тех, кто «Я – Куаши». Большинство россиян в той или иной мере склоняются к выбору второго варианта.

20 ЯНВАРЯ 2015, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Тут некоторые очернители докатились до предположения о том, что теракт в Париже дело рук Путина. Это очевидная клевета. Все рассуждения про то «кому выгодно» меркнут перед железным алиби: теракт произошел 7 января, когда основные путинские пропагандисты были в глубоком и продолжительном отпуске, поэтому и комментировать его в духе «онисамивиноваты» и «кощунники гейропы получили по заслугам» пришлось второму эшелону информационных войск из «КП» и «Известий». А теракт без достойного и полномасштабного информационного сопровождения так же бессмыслен как ресторан с музыкой, но без еды.