Медиафрения

В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».


все материалы сюжета
4 НОЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Величайший политтехнолог ХХ века ровно сто лет назад, в 1914 году, сформулировал, а в следующем, 1915 году, опубликовал призыв превратить войну империалистическую в войну гражданскую. Правда, не сразу, но у него получилось. В итоге — миллионы жертв и еще одна война, с десятками миллионов трупов. Сегодня российские политтехнологи крайне недовольны температурой войны, недовольны тем, что она, война, такая холодная. Они, политтехнологи, во главе со своим главным работодателем, тем, без которого не будет России, — они любят, чтобы погорячее. Лозунг превращения холодной войны в горячую стал главным содержанием федеральных каналов в минувшую неделю.

28 ОКТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Телевизор деформирует не только аудиторию. В еще большей степени он уродует тех, кто внутри «ящика», своих постоянных обитателей, «людей из телевизора»: телеведущих и постоянных гостей теле-шоу, медиатизированных «экспертов». Их трансформация глубже, чем у телезрителей, поскольку затрагивает не только взгляды, но и саму суть личности. Основной вектор такой «телетрансформации» — высасывание, опустошение человека.

21 ОКТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Перефразируя чеканную формулу Б. В. Грызлова (вот дал же бог человеку дар художественного слова!), можно утверждать, что российские СМИ не место для мысли. С телевидением все очевидно, и не только в России: здесь мысль выглядит столь же неуместно, как ананас, растущий среди льдов Антарктиды. К сожалению, и иные медийные формы в России заполнены столь же бессмысленным содержанием. Тем важнее редкие исключения, своего рода полыньи русской мысли, чудом сохраняющиеся в леднике российских медиа. 

14 ОКТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Сетка вещания трех главных федеральных каналов сверстана таким образом, что любой россиянин, включивший телевизор в прайм-тайм, практически неизбежно наткнется на очередной сеанс боевого защитного фантазирования в исполнении либо Владимира Соловьева, либо Андрея Норкина, либо Петра Толстого. Тех счастливцев, кто сумеет проскочить мимо этой богатырской тройки, обязательно накроет либо Киселев, либо Мамонтов, либо Корчевников, либо кто-то другой из постоянно растущей обоймы информационного спецназа.

7 ОКТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Россия, управляемая уже не только и не столько Путиным, сколько ТВ, все больше погружается в фантасмагорический мир, временами напоминающий сумрачный мир Кафки, а в самое последнее время все больше стремящийся оживить наиболее чудовищные фантазии Иеронима Босха. Посмотрите на нескончаемый «Вечер с Владимиром Соловьевым». Это же фактически плагиат триптиха «Искушение св. Антония», центральный сюжет которого – черная месса, справляемая толпой бесов, которыми управляет человек в цилиндре – чернокнижник, чью роль с нескрываемым удовольствием исполняет сам Соловьев. «Вести недели» с Дмитрием Киселевым – это еженедельное воплощение триптиха «Страшный суд»...

30 СЕНТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Центральным событием минувшей недели, если на эту неделю смотреть глазами российской пропаганды, была акция на Поклонной горе 27.09 под названием «Донецк: невинно убиенные». Это событие полностью транслировалось федеральным каналом «Россия-24» и было главным сюжетом всех новостей по всем каналам российского ТВ. Несмотря на утверждение организаторов, что акция не является ответом на Марш мира, было ясно, что это именно что попытка «асимметричного ответа» на одну из наиболее массовых и успешных акций российской оппозиции. Есть много публикаций и фотографий, позволяющих каждому убедиться в этом самостоятельно. 

23 СЕНТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Меня всегда удивляли математики, которые такое значение придают бесконечно малым величинам, считая этот раздел математики одним из фундаментов своей науки. А такой солидный человек, как Ньютон, из-за этих несчастных бесконечно малых обвинил другого солидного человека, Лейбница, в том, что тот украл у него идеи исчисления этих ничтожеств. Редкостная мелочность! В наше время бесконечно малые тоже становятся предметом постоянного внимания таких больших (а по бюджетам так и бесконечно больших) организаций, как федеральные телеканалы и прочие российские СМИ.

16 СЕНТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Журналист «Эха Москвы» Владимир Варфоломеев сообщает на сайте радиостанции, что «российские телеканалы дружно, буквально в один день, забыли про киевскую ''хунту''. Упоминание о ней пропало из новостей Первого, России, НТВ, ТВЦ, РЕН и Пятого». Варфоломеев узнал об этом от компании «Медиалогия», а причину такой лексической революции увидел в санкциях и упавших ценах на нефть.

9 СЕНТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Наблюдение за российским телевизором и другими устройствами прямого внедрения правильных идей в мозг граждан позволяет увидеть ряд закономерностей. Например, чем больше крови, насилия и разрушений происходит по вине нашего государства, и особенно по вине телевизора, тем больше в этом телевизоре слов о добре, мире и гуманизме. На экране трупы и разоренные города – это идет военно-гуманитарная операция...

2 СЕНТЯБРЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

На минувшей неделе российские СМИ устроили чемпионат по подлости. Речь не идет о таких привычных характеристиках пропаганды и информационной войны, как ложь и тенденциозный отбор фактов. Это уже «нормально». Пропаганда и информационная война не ведутся в белых перчатках и по нормам журналистики. Но ведь все больше случаев избыточности. Избыточной низости. Избыточного подобострастия. Избыточного обмазывания оппонента грязью, явно сверх необходимого, для внедрения в сознание аудитории требуемой картины мира. Причем, участие в конкурсе подлецов принимают не только те СМИ, которые занимаются этим давно и профессионально, но и те, чья остаточная репутация, казалось бы, должна стать преградой.