Медиафрения

В наше время главной средой обитания человека является среда информационная. То, что делают сегодня с общественным сознанием российские СМИ, и прежде всего телевидение, вполне сопоставимо с пандемиями прошлого. Каждый житель России в среднем смотрит телевизор 3,5 часа в день. Для 80% населения именно ТВ является главным источником информации, формирующим их картину мира. Чтобы победить эпидемию, надо исследовать болезнь. Раз в неделю известный российский журналист Игорь ЯКОВЕНКО будет писать заметку о «телевизионной России», о том, как повестка дня, которую формируют медиа, соотносится с реальной повесткой дня России и мира; о том, кто, как и почему становится в России медиаперсоной, а также медиатизированными философами, медиатизированными социологами, политологами, писателями, вообще в целом «властителями умов».


все материалы сюжета
26 АВГУСТА 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

День независимости Украины продемонстрировал то новое состояние российского народа, которым вполне может гордиться отечественная пропаганда, которая, собственно, это состояние и породила. Мелкие штрихи к портрету этого нового состояния. Корреспондент «Эха Москвы» в Петербурге при освещении акции в поддержку Украины получил черепно-мозговую травму и сотрясение мозга. Не за участие, за освещение.

19 АВГУСТА 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Центральным событием минувшей недели на российской политической сцене была встреча Путина с членами парламента и правительством. Государственные СМИ, нацеленные на освещение судьбоносных слов мирового лидера, слов, которые должны были как минимум изменить вектор вращения планеты, столкнулись с тем, что ялтинская встреча: а) проходила в закрытом режиме — без прямых трансляций; б) судя по той информации, которая была пропущена через приглашенных журналистов и депутатов, Путин, выступая 15 минут и отвечая на вопросы, умудрился не сказать ничего. То есть совсем ничего. «На Юго-Востоке Украины разыгралась масштабная гуманитарная катастрофа. Большая беда». «Вопрос о выходе России из ЕСЧП на повестке дня не стоит, но такая возможность не исключается». «Налоговая амнистия не исключается». «Нам нужно хорошее вооружение». И, да: «Крым наш».

12 АВГУСТА 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В повестке дня российских СМИ Украина отошла на второе место, уступив еде. Нет, пожалуй, не так. Война кваса и капусты против пармезана и фуа-гра включила войну с Украиной как частный случай, как отдельное направление, как один из фронтов более общей войны Святой Руси с Идолищем поганого Запада. О тотальности и глобальности этой войны можно судить по телевизионным сюжетам об эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. В программе «Время» от 8.08.2014 Владимир Никифоров, завкафедрой инфекционных болезней Института повышения квалификации ФМБА РФ, поделился со зрителями Первого канала своими подозрениями по поводу этой лихорадки.

5 АВГУСТА 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Государственный комитет Украины по телевидению и радиовещанию попросил «граждан Украины, представителей общественных организаций, госучреждений воздержаться от предоставления российским СМИ комментариев, интервью, информационных сообщений, поскольку все это может быть использовано против Украины и наших граждан». Конец цитаты. МВД Украины готовит список из 500 «невъездных» российских деятелей культуры, которые поддержали аннексию Крыма и российскую агрессию в Украине. Российского телевидения в Украине больше нет. На очереди российские книги и фильмы.

29 ИЮЛЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Главной жертвой информационной войны вокруг событий в Украине стало доверие. Картины мира разошлись так далеко, что партия российских телезрителей уже просто физиологически не может разглядеть человека в читателе «Нью-Йорк Таймс», зрителеCNNили читателе украинской газеты «День». Социологи Фрэнсис Фукуяма и Петр Штомпка разделяли страны с преобладанием культуры доверия, в которых вам будут априорно доверять до тех пор, пока вы не докажете, что этого делать не следует. И страны с преобладанием культуры недоверия, где человек изначально считается негодяем и должен очень постараться, чтобы ему поверили.

22 ИЮЛЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В 70-х годах прошлого века СССР вооружал и поддерживал различные национально-освободительные режимы в Африке, которые возглавляли иногда довольно оригинальные джентльмены. Например, лидер Центральноафриканской республики Бокасса любил употреблять в пищу своих оппонентов. Его коллега, глава Уганды, Иди Амин помимо того, что также съедал своих политических противников, любил хранить в холодильнике голову своего главного оппозиционера.

15 ИЮЛЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

В последнее время в российском официальном публичном пространстве стало модным отмечать заслуги Геббельса. То федеральный телеканал «Россия-24» назовет его великим, то Путин публично отметит талант и эффективность рейхсминистра пропаганды. В то же время имя Геббельса, а также термин «геббельсовская пропаганда» используются для дискредитации оппонентов как полюс абсолютной, тотальной лжи.

О состоянии, в котором находится журналистика, зачастую более убедительно говорят не те сюжеты, которые попадают в эфир и на газетные полосы, а то, о чем СМИ молчат. Самым красноречивым диагнозом советской печати было двадцатилетнее молчание о новочеркасском расстреле 1962 года. О чернобыльской трагедии ТАСС дал коротенькую информацию через двое суток после взрыва, скупо сообщив о факте аварии — и ни слова о смертельной опасности для людей в прилегающих регионах. Скольких можно было бы спасти, если бы СМИ тогда были СМИ, а не тем, чем они тогда были!

24 ИЮНЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Чтобы представить в концентрированном виде содержание российских телеканалов, совсем необязательно их смотреть. Достаточно послушать фрагменты бытовых разговоров соотечественников. Лучше всего москвичей, поскольку по данным Левады-центра, опубликованным Дианой Хачатрян в «Новой газете», москвичи — это самые телезависимые люди в стране: среди них 93% чаще всего узнают новости по ТВ (в среднем по России – 90%). Что касается событий в Украине, то 70% россиян не только узнают о них по ТВ, но и доверяют интерпретации российских комментаторов.

17 ИЮНЯ 2014, ИГОРЬ ЯКОВЕНКО

Душа войны жаждет простоты. Ей надо, чтобы «наши» были не только всегда правы, но и умны, благородны и внешне привлекательны. «Враги» нужны непременно глупые, обязательно подлые и очень желательно, чтобы плохо пахли. Эта модель старых советских фильмов воспроизводится сегодня российской пропагандой. Это первый, самый массовый и самый примитивный уровень военного упрощения. Производится на ВГТРК, Первом, НТВ, в «Комсомолке», «Известиях» и «ЛайфНьюс». Второй уровень уже для интеллектуалов, которые хотят быть над схваткой и ронять отстраненное «Чума на оба ваши дома».