Цены на нефть еще и не думали падать, давно ожидаемая вторая волна кризиса пока так и не накрыла мировую экономику, а у российского государства деньги уже заканчиваются. Мрачные прогнозы, сопровождавшие отставку Алексея Кудрина, начинают сбываться: бюджет просто не способен справиться со всеми предвыборными обещаниями «тандема».
На состоявшемся во второй половине сентября совещании у президента Путина было решено, что пора переходить к режиму строгой экономии. Днем позже премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что расходную часть придется сократить не менее чем на 5%. Но и этого может оказаться недостаточно. Если замедление российской экономики продолжится, бюджет придется сокращать и дальше.
Глава правительства заговорил о пропасти, в которую может рухнуть российская экономика, если не совершит рывок. Вице-премьеры в один голос принялись критиковать излишнее увлечение «мега-проектами», стоимость которых запредельна, а эффективность и возможная окупаемость туманны. Все это может свидетельствовать о наступлении нового экономического кризиса в России, кризиса, вызванного преимущественно внутренними проблемами.
Какими бы ни были мотивы ухода Шаталова из правительства, эта отставка может оказаться символической: человек, который сыграл не последнюю роль в создании Стабилизационного фонда, уйдет в год, когда этот фонд будет растрачен окончательно и бесповоротно. При этом практически все остальные идеологи Стабфонда – и Кудрин, и Илларионов, - уже давно не имеют никакого отношения к госслужбе. В этом свете настойчивое стремление Шаталова покинуть свой пост в правительстве выглядит вполне логично. Поскольку и от той идеологии, которую исповедовали реформаторы первой половины 2000-х, сегодня не осталось практически ничего, кроме разве что словесной шелухи...
Если учесть, что экспортная стоимость одного «Калибра» составляет около 8 миллионов долларов, праздничный салют, устроенный Шойгу в день рождения любимого руководителя, обошелся российскому бюджету примерно в 13 миллиардов рублей. Успокаивает лишь то, что свой день рождения Путин празднует только раз в год. Если же это был не просто праздничный подарок, и Шойгу и дальше собирается воевать в Сирии при помощи крылатых ракет, то конфискованных пенсионных накоплений хватит от силы на пару недель этой кампании, а что еще захотят конфисковать, когда эти деньги закончатся, а мир так и не проникнется величием России и ее вождя, даже думать не хочется.