Цены на нефть еще и не думали падать, давно ожидаемая вторая волна кризиса пока так и не накрыла мировую экономику, а у российского государства деньги уже заканчиваются. Мрачные прогнозы, сопровождавшие отставку Алексея Кудрина, начинают сбываться: бюджет просто не способен справиться со всеми предвыборными обещаниями «тандема».
На состоявшемся во второй половине сентября совещании у президента Путина было решено, что пора переходить к режиму строгой экономии. Днем позже премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что расходную часть придется сократить не менее чем на 5%. Но и этого может оказаться недостаточно. Если замедление российской экономики продолжится, бюджет придется сокращать и дальше.
Глава правительства заговорил о пропасти, в которую может рухнуть российская экономика, если не совершит рывок. Вице-премьеры в один голос принялись критиковать излишнее увлечение «мега-проектами», стоимость которых запредельна, а эффективность и возможная окупаемость туманны. Все это может свидетельствовать о наступлении нового экономического кризиса в России, кризиса, вызванного преимущественно внутренними проблемами.
Депутаты Госдумы приняли в первом чтении бюджет на ближайшие три года, однако министр финансов Антон Силуанов, чье ведомство этот бюджет верстало, признает, что документ готовился в другой экономической реальности. Выступая перед депутатами, министр предложил заранее подготовить «запасной» вариант бюджета на случай, если сегодняшняя непростая ситуация в российской экономике затянется надолго. По просочившейся в прессу информации, специалисты финансового ведомства уже готовят документ, в котором заложено 10-процентное падение ВВП, цена на нефть около 85 долларов за баррель, а курс доллара – 50 рублей. Госрасходы же придется сократить на 10%.
Заявки компаний Роснефть и НОВАТЭК на получение средств из Фонда национального благосостояния одобрены Министерством энергетики и поступили на согласование в Минэкономразвития, заявил глава Минэнерго Александр Новак. А министр финансов Антон Силуанов озвучил запрашиваемую главой Роснефти Игорем Сечиным сумму – более 2 триллионов рублей. Если учесть, что в ФНБ сейчас около 3,3 триллионов, а правительство планировало выделить на поддержку всего российского бизнеса не более 60% Фонда, нетрудно подсчитать, что Сечин готов представлять весь российский бизнес и претендует на все деньги, выделяемые на его поддержку (1,98 триллиона), а заодно и еще на пару-тройку десятков миллиардов.
Если кто помнит четвертьвековой давности экономические и политические дискуссии на излете СССР, помнит он и ставший аксиомой тезис о пагубности экстенсивного пути развития, как в экономике, так и в политике. СССР прошел по этому пути до конца, достигнув естественного предела. И, зайдя в тупик, развалился. Команда Путина-Сечина ведет проторенной тропой уже Россию, и уже ее естественный предел вполне просматривается на горизонте. Путин и Сечин — один в бизнесе, другой в политике — действуют одинаково. И грабли, на которые они наступают, одни и те же. Оба пытаются затолкать в рот куски, которые не в состоянии проглотить. Действуя таким образом, можно и пасть порвать. Причем не себе, а всей стране.