Цены на нефть еще и не думали падать, давно ожидаемая вторая волна кризиса пока так и не накрыла мировую экономику, а у российского государства деньги уже заканчиваются. Мрачные прогнозы, сопровождавшие отставку Алексея Кудрина, начинают сбываться: бюджет просто не способен справиться со всеми предвыборными обещаниями «тандема».
На состоявшемся во второй половине сентября совещании у президента Путина было решено, что пора переходить к режиму строгой экономии. Днем позже премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства заявил, что расходную часть придется сократить не менее чем на 5%. Но и этого может оказаться недостаточно. Если замедление российской экономики продолжится, бюджет придется сокращать и дальше.
Глава правительства заговорил о пропасти, в которую может рухнуть российская экономика, если не совершит рывок. Вице-премьеры в один голос принялись критиковать излишнее увлечение «мега-проектами», стоимость которых запредельна, а эффективность и возможная окупаемость туманны. Все это может свидетельствовать о наступлении нового экономического кризиса в России, кризиса, вызванного преимущественно внутренними проблемами.
Это не я буду меньше пить, это ты будешь меньше есть, заявил папаша-алкоголик, когда сынишка сообщил ему, что водка подорожала. Если экстраполировать этот старый анекдот на современную политическую жизнь, то можно сказать, что глава комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов сообщил российскому народу приблизительно то же самое. По его словам, на оборонные расходы России в следующем году в бюджете планируется потратить рекордные 3,286 триллиона рублей, что составляет 4,2 процента от внутреннего валового продукта страны. В прошлом году выделенная сумма была на 812,16 миллиарда меньше.
Московские власти одобрили поправки в закон о налоге на имущество, которые вводят с 2015 года исчисление налога, исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Получив возможность самостоятельно определять ставку налога в пределах от 0,1% от кадастровой стоимости жилья до 0,3%, столичная Дума пошла на компромиссный вариант. Действовать будет прогрессивная шкала: дорогое жилье будет облагаться по более высокой ставке, дешевое – по более низкой. Хотя платить больше, причем, в разы, а то и в десятки раз, придется всем, кто не относится к льготным категориям граждан. Новый налог может стать последней каплей, которая обрушит рынок столичной недвижимости.
Министр финансов Антон Силуанов уверяет, что в следующем году все расходные статьи бюджета будут выполнены, даже если цены на нефть продолжат снижаться. Вся надежда на резервы правительства. Однако Минфин понимает: при нынешних аппетитах госкомпаний и требующего поддержки госсектора никаких резервов надолго не хватит. Так что уже с 2016 года может потребоваться либо пересмотр бюджетных обязательств, либо повышение налогов, либо и то, и другое. Звучит все это не слишком убедительно. И единственный вывод, который можно сделать из телеинтервью министра финансов заключается в том, что у правительства просто нет никакого плана на случай ухудшения экономической ситуации.
Депутаты Госдумы приняли во втором чтении комплекс поправок к налоговому кодексу, согласно которым налог на имущество граждан будет исчисляться не по инвентаризационной (БТИ), а по кадастровой стоимости, максимально приближенной к рыночной. Ставка налога при этом существенно снижается, однако выплаты вырастут многократно. Нововведение можно считать принятым, поскольку третье, заключительное чтение не предполагает внесения никаких поправок по существу. Власти обещают помочь самым малообеспеченным, так что основная тяжесть ложится на средний класс. Раскошелиться придется и богатым - для них ставка в 20 раз выше.