Все чаще российской внешней политике недостает аргументов. Она не может внятно объяснить цели России, сводящей любое противоречие с иностранными государствами к военному противостоянию.
На первый взгляд кажется, что, убедив Запад в намерении начать новую большую войну на Украине, Кремль одержал дипломатическую и политическую победу. Сперва американский президент согласился обсуждать российские требования о том, что НАТО должна взять обязательство не принимать в альянс бывшие советские республики и тем самым решиться на создание зоны привилегированных интересов России. То есть Джо Байден согласился с претензиями, которые НАТО отвергала последние годы. И вот теперь и генсек НАТО Йенс Столтенберг предложил России провести переговоры по безопасности уже 12 января, сообщает немецкое агентство DPA.
Лет пятнадцать назад, во времена еще вполне вегетарианские, я участвовал в семинаре, устроенном для парламентариев России и натовских стран. В какой-то момент, устав, видимо, от бесконечных российских претензий, один из руководителей Североатлантической ассамблеи в сердцах обратился к московским коллегам: «Вы можете точно сформулировать, чего конкретно хотите от НАТО?» И сидевший рядом российский депутат тихо со вздохом произнес фразу, шедшую из глубины души: «Чтобы ее не было». И вот теперь этот, с позволения сказать, концептуальный подход стал мейнстримом отечественной дипломатии.