Попытки Вашингтона решать в прошедшее десятилетие острые международные проблемы с помощью военной силы привели к очевидно негативному результату. Начался серьезный кризис существовавшего более чем полвека режима ядерного нераспространения. Авторитарные репрессивные государства, опасающиеся того, что американская военная мощь может быть применена против них, бросили все ресурсы на создание собственного ядерного оружия. Северной Корее удалось создать собственную атомную бомбу. А Иран вплотную приблизился к этому, наладив замкнутый цикл обогащения урана. Появление новых ядерных держав грозит обрушить относительную стратегическую стабильность современного мира.
Больше всего я ненавижу атомную бомбу. Конечно, не американскую, а нашу. Про американскую я тоже много наслышан, но не чувствую с нею близости. Не своя. Конечно, Хиросима с Нагасаки не такие простые зарубочки. Но и в Токио, если кто знает, простыми, старомодными бомбардировками убито еще больше народу. Один японский министр обороны, уже в недавние времена, даже утверждал, что своими атомными бомбами американцы спасли многие тысячи японских жизней, приблизив неизбежную капитуляцию и сделав лишними новые жертвы.
На прошлой неделе можно было убедиться, насколько досконально эксперты Совета безопасности РФ анализируют американские доктринальные документы. На сайте Совбеза появился анализ 35-страничной Стратегии национальной безопасности США, опубликованной в самом начале февраля. Получается, что за один день в Кремле анализировали приблизительно полстраницы американского документа. Поразительно, что при столь тщательном анализе российские эксперты оставили вне зоны своего интереса то, что Вашингтон считает важнейшим, с точки зрения национальной безопасности, не только рост благосостояния в США, но и последовательную борьбу с бедностью во всем мире, а также борьбу с инфекциями и терроризмом.
Пять постоянных членов Совета безопасности ООН (в число которых входит, разумеется, Россия), а также Германия согласовали с Ираном все детали промежуточного соглашения о приостановке ядерной программы страны. Соглашение вступит в силу 20 января. Оно сводится, как известно, к тому, что в обмен на замораживание иранской ядерной программы часть санкций в отношении Тегерана будет приостановлена. Уже в первых числах февраля Иран получит первый транш ранее замороженных активов на сумму 550 миллионов долларов. Всего же в западных банках заблокировано 4,2 миллиарда долларов, принадлежащих Ирану.
Очередные переговоры глав дипломатических ведомств «шестерки» (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия) и Ирана закончились давно зревшей сенсацией. Впервые за почти десять лет переговоров стороны достигли предварительного, но хоть какого-то соглашения. Оно не запрещает, а всего лишь ограничивает возможности Ирана по обогащению урана. Отныне Тегеран может обогащать уран только до 5 процентов. А уран, обогащенный до 20 процентов (утверждают, что объем такого вещества в Иране составляет около 200 килограммов), должен быть искусственно обеднен. Также инспекторы МАГАТЭ смогут инспектировать иранские заводы по обогащению урана.