Выборы в главный законодательный орган объединенной Европы прошли с 22 по 25 мая. Четыреста миллионов избирателей из двадцати восьми стран отдали свои голоса партиям, которые в течение следующих пяти лет будут представлять интересы граждан Европейского союза. Среди победителей крупнейшие партии Старого света. Между тем, многие обозреватели сочли результат прошедших выборов сенсационным и даже скандальным. Дело в том, что теперь в нем будут представлены силы, которые в своих странах много лет выступали против объединенной Европы.
Например, лидер французского «Национального фронта» Марин ле Пен, известная своими праворадикальными взглядами, набрала большинство голосов избирателей из родной страны и теперь претендует чуть не на треть мандатов, положенных Франции. В целом успех «евроскептиков» из других стран так же впечатляет. Понятно, что новобранцы еще не смогут оказать сколько-нибудь заметного влияния на политику Евросоюза, но интересна тенденция, которая свидетельствует о том, что от предстоящих выборов в национальные парламенты целого ряда крупных стран Европы стоит ждать самых неожиданных и для многих неприятных сюрпризов. Растут и сепаратистчкие настроения в отдельных странах: в ходе неофициального референдума по вопросу отделения Каталонии 80% жителей высказались за независимость.
Лидер победившей на парламентских выборах в Греции партии СИРИЗА Алексис Ципрас приведен к присяге. Уже во вторник к присяге будет приведено новое правительство Греции. О том, кто войдет в состав кабинета, пока не сообщается. В результате новых внеочередных парламентских выборов партия Ципраса СИРИЗА набрала более 35 процентов голосов. Это гарантирует ей 145 голосов в греческом парламенте, в котором в общей сложности 300 членов. Оппозиционная правая «Новая демократия» получает лишь 75 мест, а на третьем месте националистическая «Золотая заря» (18 мест). «Независимые греки», партнеры Ципраса по коалиции, получают 10 мест.
Это достаточно серьёзный вызов, потому что он затрагивает сразу несколько самых важных аспектов жизни Европейского союза. Это и вопросы экономики, и вопросы идентичности, и вопросы отношений между странами. Ясно, что, например, государства, недавно освободившиеся от коммунистического режима и советского контроля, такие, как Венгрия, Польша или страны Балтии, за свою идентичность очень переживают, кроме того, они всё-таки менее богаты, чем Франция или Германия. Очевидно, что Литва и Германия – это государства с несопоставимыми финансовыми возможностями. Поэтому эти страны расширять к себе миграцию не хотят.
Греческие власти согласовали с тройкой международных кредиторов технические условия предоставления третьего пакета помощи объемом 85 миллиардов евро. Меморандум о взаимопонимании регламентирует практически все мало-мальски значимые аспекты деятельности греческого правительства. Все решения за кабинет Алексиса Ципраса будут принимать чиновники МВФ и Еврокомиссии, а функции греческих министров сведутся лишь к выполнению разработанной кредиторами программы. Ципрас может быть доволен: с него снимается любая ответственность за состояние греческой экономики. И это роднит его с Путиным...