Последние полвека гигантское пространство от Марокко до центральноазиатских республик бывшего СССР (его иногда называют Большим Ближним Востоком) было одним из главных источников нестабильности на планете. Именно там базируются радикальные и террористические исламские организации. Именно там планируются теракты, которые сотрясают США и европейские государства. Именно там возникают все новые и новые гражданские войны. При этом попытки прямого военного вмешательства Соединенных Штатов — и в Афганистане, и в Ираке — не принесли результата. Впереди новые войны и революции.
Переговоры Ирана и «шестерки» в Швейцарии привели к замечательному дипломатическому прорыву. Официальный Тегеран принял жесткие ограничительные меры в отношении своей ядерной программы. Итак, Иран согласился сократить примерно на две трети (до 6104 единиц) количество установленных центрифуг, которые способны вести обогащение урана. При этом все центрифуги будут первого поколения. Все лишние (и более совершенные) центрифуги, равно как и прочие элементы инфраструктуры обогащения, будут размещены в хранилище, контролируемом МАГАТЭ, и будут использоваться только для замены эксплуатируемых центрифуг и оборудования.
Переговоры между Ираном и его оппонентами — длительная история, которая насчитывает 12 лет. Я бы разделил этот процесс на три этапа. На рубеже 2002-2003 годов иранские оппозиционеры обнаружили незарегистрированный нигде ядерный объект, после чего разведки западных стран сконцентрировали на нем своё внимание. Выяснилось, что Иран уже на протяжении 18 лет вёл тайную ядерную деятельность, причём будучи членом Международного агентства по атомной энергетике и подписантом договора о нераспространении атомного оружия. Понятно, что это явное нарушение, которое вызвало массу вопросов и нареканий.
Американцы пытаются представить нынешний договор как «хороший вариант», но эксперты указывают как минимум на две проблемы. Во-первых, договор не принимает во внимание разработки баллистических ракет и никак их не ограничивает. А во-вторых, даже если его подпишут, нет гарантий, что у инспекторов МАГАТЭ будет право беспрепятственно попадать в любое место на территории Ирана. Например, есть такое место под название Парчин, где по всем данным разведки испытывался процесс подрыва ядерной боеголовки. Но Тегеран заявил, что никакого отношения к ядерной программе этот объект не имеет, и МАГАТЭ не может туда попасть до сих пор.
На Большом Ближнем Востоке опять предсказуемо-неожиданно полыхнуло. Запад так же неожиданно и предсказуемо оказался к этому не готов. Буквально за пару недель окончательно грохнулся Йемен — американцы и британцы в срочном порядке эвакуировали свои посольства и военные контингенты. Штаты вкладывали в официальные вооруженные силы Йемена ежегодно около ста миллионов долларов — деньги шли на модернизацию ВВС с упором на развитие беспилотных летательных систем, охрану сухопутных и морских границ. В итоге американские морпехи уходили, бросая технику; британцы были более организованы.
Саудовская Аравия объявила о начале военной операции в Йемене: удары по территории страны нанесли ВВС. Бомбардировке подверглась столица страны Сана. Операция начата после консультаций с США, и Штаты обещали поддержку усилий Саудовской Аравии, хотя сами в ней участвовать не будут. В то же время Эр-Рияд сообщает, что к коалиции готовы подключиться до 10 стран. По данным Reuters, четыре страны — Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн и Катар — выпустили совместное заявление о том, что они защищают Йемен от «агрессии». СМИ информируют о сильных взрывах в столице Йемена, уничтожении военных объектов.