Газпром всегда использовался российскими властями как дипломатическое оружие, "последний аргумент" во взаимоотношениях с Европой и республиками бывшего СССР. Главным транзитером российского газа в Европу традиционно была Украина, однако после победы первой "оранжевой революции" было принято стратегическое решение о строительстве двух трубопроводов в обход Украины. В Северный и Южный потоки были вложены десятки миллиардов долларов. Северный маршрут, проложенный по дну Балтийского моря, заработал на полную мощность. Однако южный маршрут - по дну Черного моря - натолкнулся на противодействие со стороны европейских властей, обеспокоенных слишком высокой долей Газпрома на европейском рынке и слишком высокой зависимостью европейского рынка от российской газовой монополии. Южный поток преобразовался в Турецкий поток.
После событий 2014 года на Украине и начала российско-украинского конфликта из-за аннексии Россией Крыма и поддержки сепаратистов на Юго-Востоке Украины, Газпром многократно использовался в качестве средства давления на Киев и поддерживающий новые украинские власти Брюссель. Ужесточилась и европейская политика в отношении Газпрома. В этих обстоятельствах газовый монополист начал менять стратегию и стал в большей степени ориентироваться на Китай. Начато строительство газопровода "Сила Сибири", по которому в 2019 году должен пойти газ новому стратегическому партнеру. На этот же год Россия планирует полное прекращение транзита газа в Европу через территорию Украины.
В минувшие выходные Турция начала широкомасштабную военную операцию против курдов, контролирующих кантон Африн на севере Сирии. Около 70 самолетов атаковали курдские позиции, а потом двинулись танки. Как водится, из района боевых действий приходят противоречивые сведения. Турки сообщают о развитии наступления, хотя продвижение всего на пять километром за два дня не слишком впечатляет. Курды сообщают о том, что подбиты три турецких танка. Объявленной целью операции «Оливковая ветвь» является создание 30-километровой буферной зоны вдоль границы, с тем чтобы гарантировать Турцию от проникновения «террористов», связанных с Курдской рабочей партией.
Масштабные поставки в Китай, в лучшем случае, окупят инвестиции в «Силу Сибири». А уж о том, чтобы во взаимоотношениях с Китаем поигрывать газовым вентилем на политических переговорах, не может быть и речи. Так что Газпром перестает быть дипломатическим оружием Кремля. И корпорации, которая не будет (поскольку просто не сможет) больше преследовать государственные политические цели, это пойдет только на пользу. Отказ от политических функций сыграет на руку акционерам. Бюджет только выиграет. Уровень налоговой нагрузки на монополию можно будет наконец довести до уровня налогообложения нефтяного сектора, и Газпром начнет платить, как все.