Как время-то бежит! Казалось, еще не так давно мы жарко обсуждали выборы в свежеизобретенный Координационный Совет, рассуждали о его нужности и перспективах – а вот уже и год прошел, и мы снова говорим почти о том же самом. О нужности, перспективах и выборах (точнее, перевыборах). Разница лишь в том, что на смену восторгу (а ведь избрание КС коллега Рыклин, по-моему, называл даже «событием эпохи») пришло у кого-то разочарование, у кого-то сарказм, у кого-то раздраженная злоба за не оправдавшиеся надежды. Хотя некоторые при этом стараются объяснить, что не все так плохо. И что у КС даже есть какие-то достижения, каковых мы просто не замечаем в силу близорукости.
Ваш покорный слуга, впрочем, и год назад ничем тут не восторгался. Это было слишком уж похоже на игру – с бесконечными дебатами, обменом манифестами, куриями. Идея выборов так всех захватила и заняла столько времени, что процесс явно стал намного важнее результата. А тем временем в стране прошли вполне официальные выборы в местные органы власти, которые оппозиция просто проигнорировала, увлеченная собственной игрой. И была очень горда тем, что ее-то выборы – честные. Чуть ли не первые в истории России. Хотя чему удивляться? Когда приличные люди хотят сделать приличную вещь и всеми силами стараются – так и результат должен быть соответственно приличным. Если фальсификаторы не участвуют в процессе, значит, и фальсификаций нет.
Но, так или иначе, КС избрали. И он тут же застопорился. И в таком стопоре простоял весь год, не считая спорадических заседаний, спонтанных резолюций и непрерывного срача его членов. Было от чего впасть в уныние тем, кто уверовал в идею и самозабвенно голосовал. Так что же не так? Почему все вышло перпендикулярно?
Мне кажется, что тут изначально была логическая ошибка. Совет избирался как некий представительный орган. Нечто вроде оппозиционного, «теневого» парламента. И в этом смысле он был хорош. И представительство в нем всех подряд «несогласных» тоже было не просто уместно, а обязательно! Ведь мы же хотим, чтобы в нашем, нормальном, демократическом парламенте были представлены все взгляды, все партии, все слои общества, а не как в Думе, где заседают только кремлевские ЖиВ и их декоративные оппоненты.
Но назвали этот представительный оппозиционный орган Координационным Советом. А слово «координация» подразумевает конкретное действие. Это название подошло бы исполнительному органу, то есть оппозиционному «правительству». И если в парламенте могут заседать все, то в правительстве (даже коалиционном) должны быть преимущественно единомышленники. Иначе такое правительство просто не сможет работать. С КС именно это и произошло. Он утопил самого себя в амбициях, болтовне и неспособности хоть что-то сделать.
А он и не должен был! Замечательные писатели, актеры, журналисты, блогеры вовсе не обязаны быть столь же блистательными организаторами и менеджерами. Это другая профессия! Другой талант. Они могли быть собранием условных моральных авторитетов для тех, кто их избрал, могли вдохновлять, объединять сторонников. Но реальной работой должны были заниматься другие люди. Как это может выглядеть, продемонстрировал Навальный со своим штабом, когда за лето проделал, пускай и не без заметных проколов, гигантскую работу. Которая завершилась реальным успехом на выборах! И я думаю, что такая модель могла бы и впредь оказаться полезной. Поэтому я не вижу смысла обсуждать, надо ли снова избирать КС. Надо! Как правильно написал Денис Билунов: «Справедливое требование сменяемости власти следует обратить и к самим себе. Регулярная проверка статуса лидеров методом демократического голосования и возможность открытой конкуренции — это нормально. Кроме того, объективная необходимость диалога между различными общественными силами несистемной оппозиции никуда не делась. Если такой диалог не удалось наладить в приемлемой форме членам КС первого созыва, то это не означает, что такой задачи не существует вовсе или что ее невозможно решить никому».
Если первый блин вышел комом – это не значит, что блины надо перестать печь. Если в конкретном созыве парламента не получилось плодотворной работы – это не значит, что парламент надо навсегда распустить. Если эти людям не удалось – это значит, что надо дать шанс другим. Но понимая, что КС – это не цель, а инструмент. И что после его переизбрания, надо будет создавать исполнительную структуру и заниматься ежедневной работой. Ежедневной! А не от случая к случаю, проводя раз в квартал митинги и тем удовлетворяясь. И меня беспокоит, что после выборов мэра Москвы прошло уже почти три недели (целых три недели, а не всего лишь три недели!), а ничего не происходит.