Координационный совет
21 ноября 2024 г.
Двигаться дальше
18 ОКТЯБРЯ 2013, ДЕНИС БИЛУНОВ

Мария Олендская / ЕЖДело «Кировлеса», которое летом этого года внезапно стало стартовой точкой для яркой и противоречивой московской мэрской кампании, закрыто. Алексей Навальный остается на свободе, но сам он теперь не сможет принимать участие в выборах, организованных режимом Владимира Путина: согласно свежепринятому закону, этому мешает обвинительный приговор Кировского городского суда. Наиболее популярный в России оппозиционный лидер вытеснен властью за рамки легального политического пространства на долгие годы.
Стоит ли оппозиции в этих обстоятельствах продолжать предпринимать попытки войти в это пространство? В 2014 году предстоят выборы в Мосгордуму. Если кандидатам от оппозиции удастся хотя бы повторить результат Навального, то в столичном парламенте ими может быть сформирована достаточно крупная фракция — до 10 (из 45) депутатов. Противники участия в выборах считают, что даже самый благоприятный их итог не будет способствовать системным изменениям, а лишь послужит интересам власти, нуждающейся в демократических декорациях и стремящейся направить протестную энергию в безопасное для себя русло. Обычно эта точка зрения сопровождается подозрениями в личных корыстных мотивах у «идущих во власть» и персональными обвинениями в коллаборационизме.

Определенная логика в аргументах современных «отзовистов» есть, но их главная проблема заключается в неспособности сформулировать и, тем более, реализовать собственную программу. Более или менее очевидно, что ее три кита — это массовая неявка на выборы, уличный протест и построение альтернативной легитимности. Но, во-первых, хотя пассивность избирателей в путинской России действительно прогрессирует, убедительно конвертировать ее в свой политический ресурс сможет лишь тот, кто имеет доступ к СМИ с многомиллионной аудиторией. Пока что такой доступ подразумевает контракт с властью. Во-вторых, наиболее впечатляющие современные примеры уличного протеста связаны именно с путинскими выборами (сомневаюсь, что среди «отзовистов» найдется много приверженцев «бирюлевской модели»). Наконец, в-третьих, что касается альтернативной легитимности, то противоречивый опыт КС свидетельствует о том, что этот, на мой взгляд, перспективный инструмент пока еще по-настоящему не востребован обществом.

В этих обстоятельствах отказ от участия в выборах вообще и от участия в выборах в Мосгордуму в частности выглядит проявлением слабости и неверия в собственные силы. Вполне естественно, что Навальный, едва покинув здание суда в Кирове, уже опубликовал текст в котором сделан явный акцент на выборы: «Баллотироваться я не смогу. Но участие в выборах — это не только "быть кандидатом"».

Навальный прав в том, что выборы при правильной организации дела, независимо от исхода, оказывают мощный мобилизационный эффект на общество. Навальный уже доказал, что может быть «правильным организатором». После его мэрской кампании многие из тех, кто давно махнул рукой на выборы, изменили свою точку зрения. Чтобы не потерять этот потенциал, надо начинать активную подготовку уже сейчас.

Впрочем, повторить и тем более улучшить «мэрский» результат Навального в 2014 году будет совсем непросто. Три месяца назад консолидация происходила вокруг очевидного лидера, который и был кандидатом от оппозиции. Теперь же стать центром притяжения предстоит команде кандидатов, большинство из которых, скорее всего, не будут широко известны даже среди потенциальных сторонников. Формально этот центр создан коалиционным соглашением, которое заключили «Народный альянс», РПР-ПАРНАС и Партия 5 декабря. Но каким именно образом будет происходить формирование команды кандидатов и как будет организована работа общего штаба — это пока открытые вопросы, на решение которых остается все меньше времени.

Впрочем, концентрировать все внимание и ресурсы  на выборах (тем более только на московских выборах) было бы другой крайностью. Принципиально важно сохранять в центре общественного внимания процесс по «Болотному делу» и добиваться освобождения обвиняемых — хотя бы даже на компромиссных условиях, как это случилось в Кирове.

Кроме того, существует целый спектр организационных и информационных задач, стоящих перед оппозицией — от поддержки межрегионального взаимодействия до реакции на актуальные события. Сейчас эти задачи решаются разрозненно и спонтанно (или не решаются вовсе). К сожалению, концепция Координационного совета сильно скомпрометирована практикой его первого созыва — но объективная потребность в подобном органе останется до тех пор, пока политическая система в стране не изменится. 

В любом случае, представляется бесспорным, что путь к демократическим преобразованиями в России неразрывно связан с политическим структурированием гражданского общества. Всем, кто хотел бы движения по этому пути, надо быть готовыми тратить на это свои силы, время и деньги.

 Фото Марии Олендской/ЕЖ













  • Сергей Пархоменко: Кому-то почудилось, будто КС будет штабом революции...
    Владимир Ашурков:
    Стало понятно, с кем имеет смысл иметь дело... а с кем это невозможно.

  • «Комсомольская правда»: В субботу тихо почил в бозе российский Координационный совет оппозиции (КСО), с помпой созданный ровно год назад.

  • kanonenkome: В чем же проблема? Неужели люди, из которых состояли все эти организации, такие никчемные? Да нет, по отдельности каждый из них вполне состоятелен.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
О Координационном совете, демократических убеждениях и видеокамере при принятии решений
31 ОКТЯБРЯ 2013 // АЛЕКСАНДР ФЕДУТА
Тут у вас в России, говорят, Координационный совет оппозиции приказал долго жить. Из-за отсутствия кворума. Простите, конечно, что вмешиваюсь. Просто ряд вопросов возник. Когда избирали Координационный совет, вероятно, на три вопроса ответили: зачем выбираем, кого выбираем и как они решения принимать там будут. Выбирали, вроде, для координации. Координировать можно организованные структуры с партийной дисциплиной. Например, нацболов – если они в эту игру играют. И тогда безразлично, кто их представляет, хоть Ксения Анатольевна – лишь бы у нее была презумпция ответственности перед коллегами по КС, что ее сотоварищи по партии будут исполнять принятые советом решения.
Выборный орган оппозиции тихо умер
21 ОКТЯБРЯ 2013
Назначенное на 19 октября последнее заседание Координационного совета оппозиции признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума: из 40 членов КСО пришли лишь 9, а еще двое готовы были принять участие в работе заседания в режиме видеоконференции. Дата новых выборов в Координационный совет не назначена, однако многие известные деятели, в него вошедшие, уже заявили, что в следующих состав избираться не будут. Стоит напомнить, что формально полномочия КСО заканчиваются в понедельник 21 октября, поскольку орган, призванный координировать протестные действия, избирался 21 октября 2012 года сроком на 1 год.
В СМИ
21 ОКТЯБРЯ 2013
«Комсомольская правда»: В субботу тихо почил в бозе российский Координационный совет оппозиции (КСО), с помпой созданный ровно год назад.
Прямая речь
21 ОКТЯБРЯ 2013
Сергей Пархоменко: Кому-то почудилось, будто КС будет штабом революции...Владимир Ашурков: Стало понятно, с кем имеет смысл иметь дело... а с кем это невозможно.
В блогах
21 ОКТЯБРЯ 2013
kanonenkome: В чем же проблема? Неужели люди, из которых состояли все эти организации, такие никчемные? Да нет, по отдельности каждый из них вполне состоятелен.
Оппозиция может перейти к прямой демократии. Руководить будет каждый?
18 ОКТЯБРЯ 2013 // ИГОРЬ ЭЙДМАН, СЕРГЕЙ ДАВИДИС
Надежды, связанные с формированием Координационного совета оппозиции (КСО), большей частью не оправдались. Главная содержательная претензия — совет работал в отрыве от своих избирателей. Где-то шли демонстрации, велись избирательные кампании оппозиционных кандидатов, в личном качестве в них участвовали многие члены КСО, но как орган совет, в основном, жил своей параллельной, жизнью, утверждая регламенты и резолюции.
Не ходите, дети, в Африку гулять
2 ОКТЯБРЯ 2013 // ДМИТРИЙ ВАЙСБУРД
Нам тут предстоит одно совершенно маргинальное событие Оно такое маргинальное, что на него наверняка почти никто не придет. А те, кто придет, они все ну поооолные маргиналы. В официозных СМИ подобные инсинуации меня уже давно не удивляют. Я тоже далеко не в восторге от КСО первого созыва. Причем едва ли не по всем параметрам. Выборы проходили безобразно. Состав получился такой, что приличных слов нет. А уж о том, что они сделали за год, вообще лучше промолчу, а то Мизулина на меня в суд подаст. И тем не менее. Речь ведь идет не о покупке автомобиля. В политике всегда приходится выбирать из тех вариантов, которые на данный момент возможны.
Выборы в КСО
1 ОКТЯБРЯ 2013 // ЮЛИЯ ЛАТЫНИНА
Координационный совет оппозиции (он, оказывается, еще существует) объявил о новых выборах в свой состав. Алексей Навальный уже отказался в них участвовать, Яшин тоже сказал, что не видит смысла. Вот и замечательно – будущее КСО решится путем голосования. В прошлом голосовании приняли участие 80 тыс. человек. Если в новом голосовании примет участие вдвое меньше, то структура станет нелегитимна сама собой.
Зачем вообще нужен КС
25 СЕНТЯБРЯ 2013 // АНТОН ОРЕХЪ
Как время-то бежит! Казалось, еще не так давно мы жарко обсуждали выборы в свежеизобретенный Координационный Совет, рассуждали о его нужности и перспективах – а вот уже и год прошел, и мы снова говорим почти о том же самом. О нужности, перспективах и выборах (точнее, перевыборах). Разница лишь в том, что на смену восторгу (а ведь избрание КС коллега Рыклин, по-моему, называл даже «событием эпохи») пришло у кого-то разочарование, у кого-то сарказм, у кого-то раздраженная злоба за не оправдавшиеся надежды. Хотя некоторые при этом стараются объяснить, что не все так плохо. И что у КС даже есть какие-то достижения, каковых мы просто не замечаем в силу близорукости.