
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар



В своей январской статье, посвященной предстоявшим выборам в Украине, я писал о том, что главная проблема страны заключается в том, что, несмотря на более чем четвертьвековую уже независимость, на две революции, у власти все еще остаются «бывшие», кандидатами в президенты являются все те же до боли знакомые лица, что и пять, и десять, и даже пятнадцать лет назад (Юлия Тимошенко — вечный кандидат в президенты), а все перемены заключаются в том, что один олигархический клан у кормила сменяет другой — и только. «Украине как воздух необходимо новое поколение во власти.

«Мне нет никакого дела, кого именно выберут украинцы своим президентом. Это их внутренняя проблема. Главный урок для России — в том, что в соседней стране происходят выборы, а не их профанация». Эта констатация стала некоей мантрой, выражающей отношение российских либералов к украинским выборам. Спору нет, все что происходило в Украине: яростная, но без применения силы политическая борьба, открытые политические дебаты, очевидная свобода волеизъявления граждан, — все это способно вызвать зависть у думающих россиян. Украинский пример десакрализации власти — если ошибемся, ничего страшного, переизберем, — и был главным вызовом Кремлю.




Но есть и хорошие новости! Главной опорой путинского режима с самых первых шагов являются вовсе не чекистские генералы и не друзья диктатора по кооперативу «Озеро». Его основой, базисом, на который со временем нанизалось масса разнообразных побочных деталей и элементов, была и остается мощнейшая за всю историю человечества машина для производства лжи и самой низкопробной дешевой пропаганды. (Впрочем, при этом поразительно эффективной.) Результат многолетней безостановочной работы этого адского агрегата – налицо. Вернее – на лицах.

