
С середины августа российско-украинские отношения пребывают в состоянии «холодной войны», причем недружественные действия одно за другим следуют со стороны Москвы. «Таможенные учения», фактически заморозившие весь украинский экспорт в Россию, рассуждения советника Путина Сергея Глазьева о возможном введении визового режима с Украиной, инициатива министра иностранных дел Сергея Лаврова пускать украинских граждан в Россию только по загранпаспорту, спешное укрепление границы колючей проволокой. И все ради того, чтобы убедить Киев пренебречь ассоциированным членством в ЕС и присоединением к европейской зоне свободной торговли, предпочтя любимое детище Путина – Таможенный союз. В конце октября Кремль продемонстрировал готовность прибегнуть к последнему аргументу – газовому вентилю.
Фото ИТАР-ТАСС/ Виталий Грабар


Заседания окружного суда в Гааге по делу о сбитом в Донбассе летом 2014 года Боинге были прерваны в связи с пандемией на два с половиной месяца с 23 марта по 8 июня. Собранные за 5 лет 36 тысяч страниц дела (не считая многочисленных видео- и аудиофайлов), описывающих обстоятельства гибели 298 человек, позволили международной следственной группе прийти как минимум к четырем неопровержимым выводам. Вывод первый: малазийский Боинг был сбит ракетой серии 9М38, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса «Бук».


Беседа у телевизора
Все понимают, по чьим заказам вещают наши государственные телеканалы, в угоду кому они льют грязь на Саакашвили. Наш телеящик сегодня ничем не отличается от того пропагандистского рупора, каким он был в СССР. Жаль только, что многие россияне это его качество принимают как норму. Для них было бы странно, если бы на государственных телеканалах шли острые споры, критиковалась бы политика президента и его правительства. Хотя цензура у нас формально и запрещена Конституцией.

Эксперты и политологи, делавшие многочисленные прогнозы относительно исхода встречи лидеров Германии, Франции, России и Украины, могут испытывать чувство законного удовлетворения. Как они и предполагали, заседание «нормандской четверки» закончилось без исторических прорывов. Владимир Зеленский может записать себе в актив вроде бы достигнутые договоренности об обмене «насильственно удерживаемыми» (то есть пленными и заложниками) по принципу «всех на всех» в течение ближайших трех недель и допуске к ним представителей Международного Красного креста. Кроме того, установить три новых пункта разведения сторон и обеспечить таковое разведение к марту следующего года.




У буксовавшего три года процесса прекращения необъявленной российско-украинской войны (не рискну назвать его мирным процессом) появились хоть какие-то перспективы. Москва передала Киеву захваченные год назад бронекатера. При этом, правда, российские чиновники решительно отрицают, что сделано это было по требованию Международного трибунала ООН по морскому праву, который еще в мае предписал вернуть и экипажи, и корабли. Следствие о незаконном нарушении границы, мол, закончено, и катера, представляющие собой улики по делу, «переданы Украине на ответственное хранение».
