Итоги года

По давно установившейся традиции редакция «Ежедневного журнала» не даст в новогодние каникулы своим читателям спокойно отдохнуть. Пытаясь найти снег в подмосковном лесу, купаясь в волнах Красного моря или просто дремля у телевизора, они будут знать: каждый день их ждут новые статьи нашего интернет-издания. Наши авторы, журналисты и эксперты подводят итоги минувшего года и строят прогнозы на будущий. Их мнения порой не просто не совпадают, но и бывают прямо противоположными. Но тем интереснее будет следить за дискуссией в дни постновогодней тишины.


все материалы сюжета
3 ЯНВАРЯ 2017, АЛЕКСАНДР ФЕДУТА

Тут у нас предновогодний скандал случился. Президент Беларуси Александр Г. Лукашенко не полетел в Москву. А его ждали. Ждали, потому что нужно было подписать Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Ждали, потому что Беларусь председательствует в ОДКБ. Ждали, потому что… ну какая же интеграционная тусовка без Александра Григорьевича. А он вот взял — и… Облом? Облом. Правда, смотря для кого — облом.  Есть такая пословица. Мужу жена нужна здоровая, а сестра брату — богатая. Вот Россия — это такая старшая сестра, которая уж точно должна быть богатой.

2 ЯНВАРЯ 2017, АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

2016-й был на редкость удачным годом для главного начальника России. Военная операция в Сирии, как и было задумано, вернула Путина в число мировых лидеров. Ему, с которым не желали общаться руководители ведущих государств, стали чуть ли не ежедневно названивать премьеры и президенты западноевропейских стран. Даже гордый Обама скрепя сердце был вынужден говорить с хозяином Кремля. Понятное дело, погибшие в Сирии военные, как и ансамбль Александрова, представляются теперь сопутствующими потерями, неизбежными при всякой успешной военной операции. При этом мировое развитие, похоже, дает Путину отличный шанс для реализации его политики. Еще недавно казалось, что глобализация, которая, кроме объединения рынков, предполагает поиск общих подходов к решению политических проблем.

1 ЯНВАРЯ 2017, АНТОН ОРЕХЪ

Начну издалека. Осенью еще 2015 года у меня дома сгорел старый телевизор. По некоторым причинам он был мне особенно дорог, хотя я смотрел по нему только спорт. Но после того как телек сгорел, я вдруг вздохнул с облегчением. Как будто отключил себя от какого-то нехорошего источника. И жил так некоторое время, пока коллеги из «Открытой России» не попросили меня раз в неделю посматривать на перлы нашей телепропаганды. И я, перекрестившись, вооружившись оберегами и повязав на руку красную нить, начал раз в неделю смотреть Киселева, Соловьева, Пушкова, Зейналову… Уфф! Коллега Яковенко не даст соврать – за такую работенку надо молоко давать и печенье.

31 ДЕКАБРЯ 2016, АЛЕКСАНДР РЫКЛИН

Ну, ура, что ли! Приветствую тебя, мой добрый народ! Между прочим, уже двенадцатый раз кряду обращаюсь я к тебе с предновогодним посланием! А ведь данный жанр, ох, как не прост! Да, хоть вот этого спросите… Кстати говоря, в нынешнем году вице-мэр Москвы Максим Ликсутов пообещал всем москвичам, что этот мой немудреный текстик будут транслировать в каждом вагоне метро перед самым Новым годом. Минут так за несколько до наступления. Сегодня еду записывать. Спасибо ему, конечно! Хотя, честно признаться, я не могу себе представить читателя «Ежедневного журнала», которому выпадет несчастная судьба встречать Новый год в метро. Но Ликсутов уверяет, что таких немало…

30 ДЕКАБРЯ 2016, ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

Когда я был маленький, у меня тоже была бабушка. И еще у двухсот моих сокурсников. Ее звали доцент Барулина, она нам рассказывала сказки про историю КПСС. И страшные повести про отрицание отрицания и переход количественных изменений в качественные. Мы слушали, трясясь от сладкого ужаса: оказывается, ученым невозможно быть, не овладев ленинской диалектикой. То есть Михайло Васильевич Ломоносов (имени которого был наш Университет) — не ученый. Не говоря о Норберте Винере (был такой тренер по художественной кибернетике) и целой шобле нобелиатов, никогда не слышавших про диамат.

9 ФЕВРАЛЯ 2016, АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН

Главная проблема политики российской власти – принципиальное расхождение свойственных ей внешнеполитических амбиций и находящейся в ее распоряжении амуниции. Правда, внутриполитические условия для ее деятельности в прошлом году были весьма благоприятны. Рейтинг одобрения работы Владимира  Путина на посту президента в прошлом году достигал заоблачных 90%, вслед за ним выросла поддержка и всех институтов власти. Эйфорическое состояние общества ярко выражалось в соотношении тех, кто считает, что дела в стране идут в правильном направлении (оптимистов), и тех, кто считает иначе (пессимистов). В июне 2015 года их соотношение, согласно исследованию Левада-центра, составляло 64 к 22 – и это в условиях нарастающих социально-экономических проблем. 

Пресловутые 86%, 25-летний юбилей «ДемРоссии», выпавший на ушедший год, дискуссия о будущих (состоятся ли еще?) выборах, да и вообще, Новый год – время подведения итогов и попыток заглянуть в завтра, все это заставило еще и еще раз продумать, что же пошло не так и четверть века назад, и последние пару лет. Ведь то, что не так и не туда – кажется, очевидно уже всем. Двадцать пять лет назад всё никак не хотел кончаться Советский Союз, на самом деле уже умерший (просто мы все об этом еще не догадывались). Великий и ужасный Союз, в котором чувство страха впитывалось с молоком матерей и до конца не отпускало ни на мгновенье. В котором в головах у большинства людей воцарилась глубокая вялотекущая шизофрения, когда каждый по отдельности был «против», все вместе – «за», а СССР – это навечно!

13 ЯНВАРЯ 2016, ДМИТРИЙ ОРЕШКИН

Опять обрели былую силу советские анекдоты. А новых, за ненадобностью, не появилось. Анекдотом (причем так себе) стала сама жизнь. Ей-богу, уже вплоть до мышей. Даже писать ничего не надо – можно снова выходить с чистым листом: всем и так все ясно. Год-пустышка. Год-дегенерат. Леся Рябцева – главная героиня. О, она заставила говорить о себе! Чем же? Написала удивительную книгу, сняла фильм, добилась небывалого успеха в бизнесе или науке? Нет, все проще. Пристроилась к созданному более одаренными и квалифицированными людьми проекту и с непосредственностью милой провинциалки вымазала его дерьмом. Очень своевременная технология. И востребованная.

12 ЯНВАРЯ 2016, ЕЛЕНА САННИКОВА

Неотступным чувством декабря ушедшего года было чувство горечи от того, что снова в тюрьмах и лагерях достойные люди, освободить которых мы бессильны. Это был год отчаянного ужесточения политических репрессий в стране. Казалось невероятным применение новоиспеченной статьи 212.1 УК РФ, принятой вопреки здравому смыслу, будто не всерьез, для острастки, потому что ведь не мог же главенствующий орган законодательной власти всерьез принять настолько антиконституционную статью! Но вот, взяли под стражу Ильдара Дадина на глазах у всех — за взвешенное, спокойное, ничем не нарушающие ни одного закона выражение гражданской позиции, да, собственно — за подчеркнуто мирный протест против нарушений закона и Конституции.

10 ЯНВАРЯ 2016, НИКОЛАЙ СВАНИДЗЕ

В начале 2015 года было убийство Бориса Немцова. В конце – заочный арест Михаила Ходорковского и обыски у сотрудников «Открытой России». В промежутке между этими событиями уложились и «заморозка» ситуации в Донбассе, и начало бомбардировок в Сирии, и крушение самолета в Египте, и конфликт с Турцией, и драматическое для нашей экономики падение нефтяных цен, и демонстративное уничтожение санкционных продуктов, и робкий, верноподданный, но бунт дальнобойщиков. К концу года, на пике зимы плюс вырисовывается только один – на градуснике за окном.